Связанные одной цепью

Анатомия преступления
Анатомия преступления

Со стороны могло показаться, что на уровне 11–го этажа минской высотки завис промышленный альпинист. Человека, обвитого веревками, сползавшими с крыши, сверху страховали еще трое. Рискуя сорваться и разбиться, компания взобралась на этакую верхотуру да еще в час ночи отнюдь не ради экстрима. Цель «верхолазов» — проникнуть в мастерскую, принадлежащую известному художнику. Один из искателей ночных приключений знал, что в квартире хранятся большие суммы денег и коллекция редких наград.

Это преступление наделало много шума, хотя похитителей по горячим следам найти не удалось. Но это был лишь акт драмы, написанной и сыгранной одним и тем же человеком. Несколько лет понадобилось, чтобы свести воедино события, удаленные друг от друга по времени и на первый взгляд никак между собой не связанные. И только недавно мозаика сложилась. Настоящий бандитский спектакль из двух актов рассмотрен в суде.

Акт первый: «Засада в гараже»

...Страсть к коллекционированию Антон Семенович унаследовал от отца. Он, завещая сыну раритеты, ставшие семейными реликвиями, наказывал: храни и приумножай. За сорок с лишним лет наследник собрал внушительную коллекцию холодного оружия, марок, медалей и орденов. Хранить такое богатство в одном месте было бы неблагоразумно. Коллекционер решил вопрос безопасности просто: разделил ценности на три части и спрятал каждую в разных «сейфах». Медали и ордена доверил старинному другу. Когда в один прекрасный день тишину разорвал телефонный звонок: «Антон Семенович, все украли!», собиратель ушам своим не поверил. Как воры узнали о тайнике?!

...В комнате, где находились ценности, был идеальный порядок. Все указывало на то, что ночной гость (или гости) прекрасно ориентировался в помещении. О способе проникновения в жилище говорило лишь одно обстоятельство — открытая форточка с выбитым стеклом. Вырисовывался сюжет, от которого не отказалась бы и Агата Кристи: «акробат» спустился с крыши и забрался в дом через балкон, а вышел — через дверь.

...Респектабельного господина, частенько прогуливающегося возле известного в свое время минского салона «Счастье», местные «валютчики» считали человеком серьезным и приветливо раскланивались. Они тогда хорошо зарабатывали, «валютчики», а представительный мужчина был постоянным клиентом. Однажды, будто невзначай, он поинтересовался у Артема Бруева: «Как насчет серьезной суммы?»

Вскоре клиент перезвонил: «Сам приехать не могу: вожусь с машиной. Жду у гаража». Просьба «валютчика» не удивила: многие предпочитали для крупных сделок места укромные. Подъехав к гаражу по улице Волгоградской, Бруев заметил, что рядом со «сломанной» машиной крутится незнакомец. Поначалу «валютчик» принял его за ремонтника.

«Покажи деньги, они, как известно, счет любят», — потребовал клиент и направился со стопкой рублей в гараж. Купюры перекладывал машинально, не обращая внимания на их достоинство, в конце бросил: «Теперь ты». В этот момент Артем услышал раздавшийся сзади щелчок, обернулся и обмер: прямо в лицо смотрело дуло пистолета (как потом выяснилось — газово–дробового). «Ремонтник» еще раз нажал на курок — опять осечка. Взгляд человека с оружием казался растерянным. Хозяин гаража, до поры до времени бесстрастно наблюдавший за происходящим, схватил Бруева за руки. Но «валютчик» сумел вырваться. Убегая, почувствовал резкий удар в плечо и острую боль. На сей раз пистолет не подвел. Раненый выбежал из гаража и набрал с мобильного телефона номер знакомого оперативника.

...Труп ювелира Вадима Кунцева нашли через несколько дней после убийства в его собственном гараже. Складывалось впечатление, что на инвалида (у пенсионера не было ноги) напал маньяк: на теле не было живого места. Неизвестный изверг исколол старика каким–то острым длинным предметом. Следствие долго ломало голову, за какую ниточку потянуть, чтобы найти ключ к раскрытию преступления. Версий могло быть сколько угодно: Кунцев многим помогал, сводил с нужными людьми. Что стояло за его убийством: месть, корысть, случайность?

Акт второй: «Общий знаменатель»

Трюк на крыше, нападение на «валютчика», убийство ювелира. Соединить эти звенья в цепь удалось только спустя годы. Следователи Минской городской прокуратуры допросили десятки свидетелей, сопоставили сотни мельчайших деталей. В конце концов, из разрозненных фактов вырисовалась полная картина похождений автора всех трех «сценариев».

До начала 90–х выпускник театрального художественного института Андрей Стасевич зарабатывал на жизнь ремеслом художника–оформителя. В постперестроечные времена открыл вместе с компаньоном свое дело. И закрутилось: художественные выставки, медикаменты, химические отходы... Чем только не занимались. Успех был переменным. В один прекрасный день «многостаночники» оказались на грани кризиса. Стасевич запил. Чтобы поправить шаткое финансовое положение, готов был на любую крайность. В его багажнике появился пистолет, а в барсетке завелся странный «джентльменский набор»: матерчатые перчатки, удавка и угрожающих размеров шило.

«...Не воруем — берем в долг, — убеждал Андрей Стасевич своего делового партнера Николая Гончарика. — Прокрутим денежки, вернем «кредиторам» с процентами да еще и стол для них накроем».

С одной стороны, Николай понимал: от предложения соучредителя дурно пахнет. С другой — деньги действительно были нужны, наклевывалась прибыльная сделка. Соблазн наживы взял верх. Третьим привлекли племянника Стасевича — Костю.

Режиссер воздушного трюка подошел к процессу «творчески». Родился план с веревочной лестницей. Поработать «форточником», разумеется, за приличный гонорар, вызвался знакомый спортсмен. Он–то и открыл дверь ожидающему на лестничной клетке Стасевичу.

120 миллионов рублей — во столько был оценен впоследствии ущерб, причиненный злоумышленниками. О такой удаче трюкачи и не мечтали. Заплатив «альпинисту» и родственнику Стасевича по 5 тысяч долларов, львиную долю похищенного партнеры пустили в дело, которое, впрочем, быстро прогорело. Затея с продажей орденов и медалей тоже не оправдала ожиданий. Дважды Стасевич с Гончариком ездил в Санкт–Петербург. Однако антиквары, понимая, что клиенты торопятся, настоящую цену не давали. В результате награды ушли за символическую сумму.

...Разбирательство в ближайшем райотделе милиции по сигналу Артема Бруева длилось недолго. Стасевич, будучи от природы натурой артистичной, без особого труда выдал себя за невинную жертву «ремонтника». При этом, описывая внешность стрелка, нарисовал полную противоположность Алексея Куренкова, бывшего военного, примкнувшего к банде. Чтобы замять дело, «артист» вынужден был вернуть Артему оставшиеся на полу гаража деньги и счел инцидент исчерпанным. Потерпевший, соглашаясь на мировую, еще не знал, как долго будет залечивать изуродованное дробью плечо. На суде он не стал скрывать истинных обстоятельств своего ранения.

...Последняя кровавая расправа была еще более бессмысленной. По иронии судьбы замок мастерской ювелира оказался с секретом. Убийцы — Стасевич и Куренков — в помещение так и не проникли. Им перепало лишь 20 долларов, выпавших из потертого портмоне несчастного.

Занавес

Минский городской суд, разобравшись в обстоятельствах криминальной эпопеи, назначил соучастникам заслуженное наказание — от 3 до 24 лет лишения свободы. Те, кто знал Стасевича до того, как деньги стали значить для него больше всего на свете, считали его человеком одаренным, способным добиться в искусстве многого. Искренне жаль, что талант оказался на службе у злого гения.

Компетентное мнение

Профессор кафедры уголовного права и криминологии Академии МВД Владимир Мороз:

— С двумя высшими образованиями, знанием иностранного языка, при должности — и на скамье подсудимых. По сегодняшним временам такой сюжет — не редкость. Преступность становится интеллектуальнее. Увы, это объективная реальность. Российские криминологи обнаружили тревожную тенденцию: среди совершивших тяжкие преступления (убийства, вымогательства крупных взяток и т.д.) довольно много людей с высоким уровнем IQ. Этот как раз тот случай, когда природные способности и знания используются не во благо, а во вред. Мотивы, толкающие умных и образованных людей на крайность, могут быть разные. Но чаще катализатором дурных наклонностей становится желание доказать миру свое превосходство и исключительность любой ценой, порой слишком дорогой. К сожалению, таким натурам не понять, что избранный способ самоутверждения — путь к саморазрушению.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter