Насколько эффективна целевая подготовка в решении проблемы дефицита кадров на предприятиях страны

Связанные одной целью

Абитуриенты, получившие от предприятий целевое направление, начнут подавать документы в вузы страны с 1 по 5 июня. Затем им предстоит сдать всего один внутренний экзамен по профильному предмету специальности с 6 по 13 июня. Зачислят эту категорию поступающих в университеты в период по 16 июня. Так, у выпускников школ осталось совсем немного времени, чтобы получить целевое направление и воспользоваться всеми преимуществами целевой формы обучения. Об этих преференциях, а также о том, каким образом предприятия осуществляют долгосрочное кадровое планирование, что грозит целевику, который не захочет отрабатывать после окончания вуза положенные пять лет, и многом другом мы поговорили в рамках круглого стола. В нем приняли участие начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов, заведующая отделом развития сферы услуг Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Елена Волонцевич, руководитель центра человеческого развития и демографии Института экономики Национальной академии наук Анастасия Боброва, исполняющий обязанности начальника управления персонала ОАО «ИНТЕГРАЛ» — управляющая компания холдинга «ИНТЕГРАЛ» Диана Комар и ответственный секретарь приемной комиссии Брестского государственного технического университета Андрей Парфиевич.


Определить общие интересы

— Сергей Николаевич, когда в нашей стране была впервые внедрена целевая форма подготовки специалистов?

Сергей ПИЩОВ: Целевая подготовка применялась всегда. Возможно, она немного по-другому называлась. Но надо понимать, что подготовка специалистов, особенно за счет средств республиканского бюджета, — это практически уже целевая подготовка. Ежегодно каждое учреждение образования подает в Минобразования список заявок, сколько специалистов нужно будет через четыре года. И на основании этой потребности формируются контрольные цифры приема на бюджет. По нашему законодательству все ребята, которые окончат обучение за счет средств бюджета, будут распределены. И они распределяются на предприятия, которые, по сути, и являются заказчиками кадров.

Сергей ПИЩОВ

Елена ВОЛОНЦЕВИЧ: В отдельных министерствах и ведомствах система целевой подготовки применялась еще в 1980 — 1990‑е. Например, в Белкоопсоюзе. И там накоплен большой опыт.

— В связи с чем в новой редакции Кодекса об образовании появилась норма, которая снимает ограничение с места нахождения организаций — заказчиков целевой подготовки?

С. П.: Да, действительно, в этом году сняты ограничения и по территориальности, и по численности жителей населенных пунктов, где находятся предприятия, которые имеют право заказывать абитуриентов на условиях целевой подготовки. Но следует отметить, что организации реального сектора экономики, других сфер, которым требуются кадры, есть и в больших городах. К примеру, возьмем крупное валообразующее предприятие «Гродно Азот». У него также есть потребность в тех кадрах, которые оно готово воспитывать сегодня. Ведь основной посыл целевой подготовки в том, что мы с первого курса «индивидуализируем» процесс обучения студента. Темы курсовых, дипломной работы, практика будут связаны с организацией-заказчиком. Наниматель по мере возможности станет погружать студента в те задачи, которые он будет решать на этом предприятии после окончания вуза. На свое первое рабочее место выпускник придет подготовленным. Процесс адаптации в таком случае сократится в несколько раз.

— Почему именно пять лет должен отработать выпускник на предприятии-заказчике, ведь обычный выпускник отрабатывает только два года?

С. П.: Считаю, что пять лет — это небольшой срок. Это период становления молодого специалиста в компании, возможность усилить свои профессиональные компетенции и продвинуться по карьерной лестнице. Многим успешным в учебе студентам-целевикам заказчики порой назначают именные стипендии. Наниматели заинтересованы получить этого специалиста в свой штат и всячески его поддерживают.

Анастасия БОБРОВА: Хочу вот на чем акцентировать внимание: сейчас у целеустремленных ребят есть шанс заключать договоры на целевую подготовку с любым предприятием страны. Раньше региональные университеты распределяли своих выпускников в ближайшие организации. Но если в регионе, например, нет возможности трудоустроить успешного, хорошего, перспективного студента по его специальности, почему бы ему не заключить целевой договор и впоследствии не поехать на тот же «Гродно Азот», где высокая зарплата?

Анастасия БОБРОВА

Абсолютно согласна, что пять лет — это не так много. Я, например, два распределения пережила, не заметив этого. Действительно, в это время лучше сконцентрироваться на совершенствовании своих профессиональных навыков, а не думать о том, как бы «соскочить» с распределения. Мне кажется, что этот вопрос вообще не должен возникать.

Контрольная работа

— Родители порой идут на разные ухищрения, только бы пристроить свое чадо в вуз. Не повлечет ли расширение сферы применения целевой подготовки всплеск коррупции?

Андрей ПАРФИЕВИЧ
Андрей ПАРФИЕВИЧ: Cчитаю, что данного проявления как со стороны учебного заведения, так и со стороны предприятия или организации не должно быть, так как оба заинтересованы в том, чтобы привлечь к обу­чению мотивированных и подготовленных абитуриентов, способных успешно освоить образовательную программу и решать поставленные перед ними производственные программы. С нашей стороны при подготовке предметных экзаменационных комиссий соблюдены все меры предосторожности антикоррупционного законодательства. Для объективности оценивания знаний будущих студентов в состав комиссий включены профильные учителя из школ, согласованные с Министерством образования.

Е. В.: Очень многое зависит от того, насколько осознанно подходит к отбору старшеклассников сам руководитель предприятия, подписывающий заявки на целевое обучение. Ведь ему потом этих ребят принимать в коллектив, работать с ними. И немаловажно, как понимают систему целевой подготовки на местах. Самое большое дело — разъяснить и довести все преимущества, которые есть не только для абитуриента в части упрощенных условий подготовки. Хотя, замечу, не настолько и простые эти преференции.

Елена ВОЛОНЦЕВИЧ

С. П.: Действительно, целевая подготовка — это не льготная траектория. Во-первых, целевики будут участвовать в конкурсе. Во-вторых, целевая подготовка будет вестись по специальностям, наиболее востребованным экономикой. Посмотрите на специальности направления здравоохранения. А там количество целевиков доходит до 80 процентов от контрольных цифр! Предприятиям нужны кадры. Они хотят и могут участвовать в подготовке большого объема студентов. Такая задача решается и Минсельхозпродом. Продовольственная безопасность страны — важный аспект, который необходимо обеспечивать. А как это делать без высококвалифицированных кадров? Поэтому в организациях этой системы большое внимание уделяется целевой подготовке. Нужны кадры по педагогическим специальностям. И те предприятия, которые готовят себе кадры на условиях целевой подготовки, должны быть примером для других, потому что за этим будущее. Мы уже сегодня должны отстроить профориентационную работу. Абитуриента надо искать не накануне вступительной кампании, а задолго до ее начала, когда проходят ярмарки вакансий целевой подготовки, дни открытых дверей, различные мероприятия профориентационного характера на уровне районных управлений образования. В школах юных химиков, юных лесоводов, в аграрных, спортивно-педагогических, инженерных классах, где у ребят уже к окончанию школы сформировано видение своего будущего.

— Елена Федоровна, многие предприятия страны испытывают кадровый голод. Специалисты им нужны уже сейчас. Но они должны спрогнозировать, в каких кадрах будут нуждаться через четыре года. Можно ли в нынешних реалиях подготовить такой прогноз о востребованности в экономике тех или иных кадров?

Е. В.: Четыре года — это достаточно близкая перспектива. Исходя из тех тенденций, которые складываются в регионе, на местах ситуацию знают и видят, в каких кадрах будут нуждаться. Безусловно, точные цифры до единицы невозможно спрогнозировать даже на один год. Потому что кадровая ситуация меняется и в стабильных условиях экономики. Вопрос в другом: прогнозировать потребность в работниках определенных компетенций и профилей. Для этого и существует подход к формированию системы квалификаций.

Профессиональный отбор

— Диана Михайловна, каких специалистов сегодня не хватает в ОАО «ИНТЕГРАЛ»?

Диана КОМАР: Не хватает рабочих рук. Таким направлением деятельности, как микроэлектроника, занимается очень мало предприятий. Фактически мы монополисты в этой сфере на белорусском рынке. Но в связи с этим специалистов по нашему профилю готовит лишь небольшое количество вузов и колледжей.

Диана КОМАР

Не хватает токарей для сопровождения, вытачивания инструмента и оснастки для оборудования, на котором делается микроэлектроника. А токари нужны всем. Один только МАЗ забирает львиную долю выпускников по этой специальности. Что делаем, чтобы решить эту проблему? Во-первых, рассылаем заявки, ездим по колледжам, в том числе на периферию. Во-вторых, обучаем у себя на производстве. У нас написаны программы. По некоторым профессиям, например, где нужен особый допуск по охране труда, направляем учиться в центр проф­техобразования.

— «ИНТЕГРАЛ» в прошлом году получил возможность поучаствовать в целевом обучении. Как дался первый опыт?

Д. К.: Было заключено 67 договоров: 28 — высшего образования, 39 — среднего специального. Учебные заведения каждые три месяца информируют нас об успеваемости наших целевиков. Мы с ними организуем встречи. На практику они придут к нам со второго курса. Проведем их по всему процессу, который существует на «ИНТЕГРАЛЕ»: от разработки микроэлектронной продукции до ее выхода, сдачи потребителю. В итоге выйдет универсальный специалист, которого мы ждем в 2026‑м.

— Кстати, на какие бонусы и преференции могут рассчитывать студенты-целевики, заключившие с «ИНТЕГРАЛОМ» договор?

Д. К.: Со второго курса успешные студенты начнут получать именные стипендии. Вообще у нашего предприятия очень хороший соцпакет для молодежи. Во время стажировки молодые специалисты получают надбавку к окладу 20 процентов. И в течение года она может увеличиться до 90 процентов. Молодые рабочие после первых трех месяцев труда получают от 15 до 100 процентов надбавки к тарифной ставке. Предоставляем место в общежитии. У нас довольно широко развита молодежная политика: сотрудники участвуют в различных мероприятиях, конкурсах — и все это за счет компании.

— Уже все направления на целевую подготовку для нынешних абитуриентов «ИНТЕГРАЛ» выдал?

Д. К.: С вузами закрыты все вопросы, с колледжами — не до конца. Желающих еще прибавится, в этом я уверена.

— Андрей Николаевич, сколько БрГТУ примет целевиков и по каким специальностям?

А. П.: В этом году для абитуриентов, поступающих с целевыми направлениями, выделено 33 места. Как ни странно, востребованы специальности инженерного профиля: «технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», «технологические машины и оборудование», «автоматизация технологических процессов и производств», «строительство зданий и сооружений», «экспертиза и управление недвижимостью», «инженерные сети, оборудование зданий и сооружений», «мелиорация и вод­ное хозяйство» и «эксплуатация наземных транспортных средств технологических машин и комплексов».

Также представлены специальности IT («искусственный интеллект», «система управления информацией») и экономического («таможенное дело», «электронная экономика») направлений. Большой популярностью среди абитуриентов пользуется новая специальность нашего университета «таможенное дело», актуальная для Брестского региона. По предварительным данным, на четыре целевых места уже есть более 30 заявок.

— Как родителям помочь своему старшекласснику определиться с профессией и выбрать ту, которая будет востребована через 4 — 5 лет?

Е. В.: Довольно сложная задача определить, какая специальность перспективна, где будет хорошая зарплата. Как мать, у которой двое студентов, уже завершающих образование, я бы посоветовала родителям обращать внимание прежде всего на способности ребенка. Услышать его желания, помочь ему сформировать их.

Если говорить о конкретных направлениях, профессиях, специальностях, то сейчас очень много исследований о том, каковы профессии будущего. И в зависимости от того, кто отвечает на этот вопрос, ответы в значительной степени разнятся. Об этом даже спросили искусственный интеллект. И он перечислил профессии, которые будут связаны с самим ИИ, большими базами данных, с IТ-технологиями, их обслуживанием. Но в то же время эксперты, мировые исследователи говорят более прозаичные вещи. О том, что будут востребованы и врачи, причем врачи телемедицины, и медсестры, владеющие этими технологиями, позволяющими обеспечивать взаимодействие между врачами и пациентами. И через 4 — 5 лет будут самыми актуальными те профессии и специальности, в которых сегодня остро нуждается экономика. Мин­образования это видит. И не зря по ним определены более высокие квоты на целевой прием. Это здравоохранение, образование, сельское хозяйство. Конечно, будут востребованы и все технические специальности, ведь мир идет по пути технизации, развития технологических процессов, их совершенствования.

С. П.: Я тоже считаю, что надо выбирать специальность по душе. Модное направление сейчас — информационные технологии. Все хотят быть айтишниками. Но с учетом тех процессов цифровизации, которые проходят во всех отраслях экономики и социума, в любой отрасли можно себя найти.

Потребности и возможности

— Большинство предприятий столкнулось с целевой подготовкой в этом году впервые. Что бы вы им посоветовали, какие использовать методы привлечения молодежи в свои организации?

Д. К.: Мы тоже столкнулись с такой темой. До 2021‑го никогда не подавали заявки на целевую подготовку. Профориентационная работа велась, но на определенном уровне — не в больших масштабах. Работали с подшефными школами, спонсировали профориентационные мероприятия, проводили дни открытых дверей.


С. П: Университеты и средние специальные заведения проф­ориентационной работой занимаются постоянно. И сегодня очень важно, чтобы именно организации, предприятия, заказчики кадров видели тоже своего абитуриента.

Е. В.: Первое — надо состыковать свои потребности с той структурой образования, которая есть. То есть первым шагом должно быть взаимодействие с образовательными учреждениями, в которых осуществляется подготовка кадров по нужным вам уровням и направлениям, для того чтобы ваша работа шла в едином русле. Совместно с ними можно проанализировать, из каких школ, лицеев, гимназий приходят в большей степени ребята, и сообща направить на них свои усилия. А потом участвовать в днях открытых дверей, ярмарках вакансий, проводимых в этих учреждениях образования. И это очень хорошо, что организации, предприятия реального сектора стали больше к этой работе подключаться.

С. П.: И мы тоже это видим — и на выставках, том же форуме по информационным и коммуникационным технологиям «ТИБО-2023». Там была представлена целая аллея университетов, детский технопарк, все ведущие предприятия. Ребята смогли посмотреть на своих потенциальных работодателей, задать вопросы, познакомиться.

Е. В.: Среди молодежи работает принцип сарафанного радио. Ребята друг другу рассказывают, где были, что видели, поэтому интернет, соцсети тоже нужно не сбрасывать со счетов, включаться в эти сообщества. Использовать все возможности.

А. Б.: Не буду скрывать: работодатели зачастую жалуются, что у выпускников вузов есть недостаток профессиональной подготовки, перечня навыков не хватает и так далее. При этом они меньше вовлекались в сам процесс. Сейчас же через несколько лет, уверена, мы этот пунктик снимем с наших проблемных точек.

— Если студент не захочет отрабатывать положенные пять лет на предприятии-заказчике, каковы последствия такого решения и другие?

С. П.: Расторжение договора грозит возвратом денежных средств, затраченных на его обу­чение. И это тоже еще раз подтверждает тот тезис, что это не льготная траектория. Необходимо ответственно подходить к такому выбору уже на стадии изучения договора.

— Подводя итоги нашей беседы, как считаете, целевая подготовка студентов позволит решить проблему дефицита кадров на предприятиях страны?

А. Б.: Это, наверное, один из инструментов. Потому что одна целевая подготовка проблему кадров не решит. Но, на мой взгляд, это достаточно эффективный инструмент. Во-первых, он не нов для нас, что уже хорошо. Мы не внедряем что-то чуждое нашей системе. Плюс механизм совершенствуется. В этом году были нововведения, в следующем можно что-то подкорректировать. Будем развивать лучшее и улучшать то, что не прижилось. Это должно сработать.

Е. В.: Мне кажется, что Анастасия выразила нашу общую мысль. Проблема дефицита кадров более сложная. Вопросы демографии не стоит забывать. Но в целом — да, это возможность, которая будет способствовать решению данного вопроса.


Д. К.: Это создаст подушку безопасности. У нас есть гарантия, что 67 человек — наших целевиков — после окончания вузов и колледжей на «ИНТЕГРАЛ» точно придут.

С. П.: Поддержу коллег, что решать задачу кадровой обеспеченности предприятий необходимо комплексно: это и обучение на условиях целевой подготовки кадров, и дополнительное образование своих же специалистов. Думать о завтрашнем дне необходимо сейчас. Сегодняшняя наша дискуссия позволяет сделать вывод, что предприятия об этом думают, и это здорово.

А. П.: Вопрос дефицита кадров возник не сегодня и не вчера. Его действительно нужно решать совместными усилиями учреждений образования и организаций. Поэтому целевая подготовка специалистов позволит привлечь в различные направления отрасли специалистов, сделавших осознанный выбор профессии и пришедших решать реальные проблемы предприятия при реализации существующих технологических процессов. Целевая подготовка — это процесс продолжительный, всем сторонам процесса надо набраться терпения. Результат будет. Дайте немного времени — и все получится!



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter