Связь времен

В прошлые выходные Орша выглядела особенно прибранной и нарядной. Здесь ждали гостей, тщательно подготовились к их приему. И с нетерпением предвкушали кульминацию — I Республиканский фестиваль «Беларусь православная»...
В прошлые выходные Орша выглядела особенно прибранной и нарядной. Здесь ждали гостей, тщательно подготовились к их приему. И с нетерпением предвкушали кульминацию — I Республиканский фестиваль «Беларусь православная». Фестивали в стране теперь, конечно, не редкость — музыкальные, театральные и т.д. Их формат устоялся. Но в Орше все складывалось иначе. Оргкомитету пришлось выступать в роли первопроходца. Более того, требовалось пройти между своего рода Сциллой и Харибдой массового народного фэста, рассчитанного не только на верующих, но и на широкую публику, независимо от ее конфессиональной принадлежности. И что особенно важно, праздник был рассчитан на молодежь.

Участники фестиваля согласятся: первый блин не вышел комом. Хотя поначалу вопросов у организаторов, похоже, было больше, чем ответов. В духовно–творческом и социально–психологическом поиске находились обе заинтересованные стороны — и светская, и религиозная. У каждой, разумеется, существовали и существуют свои, порой несовпадающие взгляды на проблемы, которые в избытке подбрасывает сегодняшняя жизнь. Но, к счастью, появляется разумный компромисс. Ведь цели — общие: не позволить обществу скатиться в пропасть безверия. Хотя и такие базовые понятия, как вера и безверие, многие трактуют по–разному.

Даже удивительно, как быстро, казалось бы, вчера еще глубоко атеистический социум перекочевал в храмы и молельные дома. Социологи говорят, произошло это не только от того, что истинную веру не задушишь, не убьешь (что абсолютно справедливо), но и потому, что природа не терпит пустоты. Душевной и духовной в том числе. Народ вспомнил о своей христианской, в большинстве православной, сущности. И далось это не так уж тяжело. Ведь и в советские годы многие любили многозначительно покивать: мы–то знаем, кодекс строителя коммунизма — почти что десять Божьих заповедей. То есть связь времен и поколений, пусть и в несколько искаженном виде, не прерывалась никогда.

Но окружающий мир диктует свои правила. И с ними вынуждены считаться все, даже устоявшиеся веками традиционные религии. Как сделать, чтобы, не отступая от своей религиозной доктрины и канонов, не поступаясь духовными целями и ценностями, тем не менее не выглядеть в глазах современников слишком уж ортодоксально — вот задача, которую пытаются решить сегодня многие конфессии. Можно сделать вывод — и православная церковь тоже. Наверное, оршанский опыт — в активе этого поиска.

Уже в первый день, на открытии фестиваля, зал городского центра культуры моментально заполнился до отказа. Причем пришли обычные горожане, многие с детьми. И на протяжении двухчасового действа практически никто зал не покинул. Ведь происходящее на сцене выглядело красиво, трогательно, очень искренне и нескучно. Последнее обстоятельство стоит подчеркнуть особо.

После торжества почетные гости во главе с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом отправились на церемонию освящения колоколов на оршанском храме Святого Леонида, попутно приняв участие в такой земной процедуре, как закладка небольшого сада возле церкви. Кстати, здесь присутствовала небольшая интрига. Говорят, колокола храму подарил некий предприниматель, имя которого не афишируется. Что ж, видимо, настоящая благотворительность такой и должна быть — не показной. Истинная благодарность прихожан от анонимности дарителя меньше не станет, ну а Бог — он и так все видит и знает.

Кстати, об интриге. Оршанский мужской Богоявленский Кутеинский монастырь — одна из самых ярких, можно сказать, легендарных отечественных исторических и духовных реликвий. Увы, события и время не щадили святыню... И вот сегодня встал вопрос о ее восстановлении. Городскими властями выделен участок монастырю. Ну а пока здесь действует небольшой храм Святой Троицы и «радуют глаз» кирпичные развалины старых построек, которые справедливо решено сохранить как материальное доказательство существования прошлого.

Однако об интриге. Когда–то на территории Кутейны стоял главный Богоявленский собор, освященный в 1635 году прибывшим из Киева митрополитом Петром Могилой. А под ним была построена подземная пещерная церковь Воскрешения Праведного Лазаря с подземным же ходом в сторону Днепра. Предполагается, в этой церкви, расположенной на достаточно большой глубине, во время гонений и грабежей монахи прятали самое ценное. В 1885 году Богоявленский собор сгорел от удара молнии и больше не возобновлялся. Сейчас на его месте раскинулась большая поляна. А под ней, похоже, сохранилась та самая таинственная пещерная церковь, единственная в стране. Так что простора для фантазии и вполне реальных дел предостаточно. Главное — суметь соединить воедино первое и второе.

Как известно, Кутеинский монастырь в первый период существования стал значительным центром средневекового просвещения на землях Беларуси. В нем действовала известная типография, издавались прекрасные книги, сложилась богатая библиотека, работали ремесленные мастерские. В 1654 году по просьбе Святейшего патриарха Никона царь Алексей Михайлович перевел кутеинскую братию, среди которой были искусные строители, книгопечатники, граверы, резчики по дереву, иконописцы, кузнецы, литейщики, певцы, переводчики, летописцы, переплетчики, мастера изразцового дела, вместе со всем наработанным хозяйством на Валдай, в Иверский монастырь. Кроме иноков, туда переехало и немало мастеровых людей с семьями. Они оказали очень сильное влияние на дальнейшее развитие Иверской обители, которая, как считают некоторые специалисты, благодаря им оказалась впоследствии обустроенной по кутеинскому, то есть белорусскому типу. Учитывая это, возможно, сотрудничество с Иверским монастырем могло бы оказать существенную помощь сегодняшней Кутейне.

В будущем году планируется приступить к восстановлению монастыря. Пока у заинтересованных сторон есть некоторые сомнения в том, как в идеале все должно выглядеть после окончания работ. Ученых влекут неисследованные тайны, город, конечно же, хотел бы видеть здесь не только духовную обитель, но и популярный туристический центр. В связи с чем священники, в свою очередь, опасаются, чтобы монастырь не превратился именно в некий «объект». Думается, разумное решение найдется...

Не одна сотня горожан собралась во второй день на крестный ход во главе с Оршанской иконой Божией Матери. Среди участников — много молодежи. Всех интересовало: «А что дальше? Второй фестиваль будет?» Должен быть! Где? А вот это требует дополнительного обсуждения. Орша не отказывается оставаться, как говорится, хозяйкой положения. Но почему бы не сделать народившийся тут форум передвижным? Ведь в Беларуси так много замечательных мест, которые еще ждут настоящего духовного преображения.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter