Святы будьте!

Это необычная неделя. Она началась по еврейскому календарю в понедельник вечером со Дня Независимости Израиля — страны, в которой столь много святости. А в субботу мы будем читать из Торы главу Кдошим, призывающую к святости. “Святы будьте, ибо Я свят, любите ближнего как самого себя, ибо Я Господь”, — учит нас недельная глава Торы. А 69-летие Государства Израиль учит, что многовековая мечта евреев вернуться туда воплотилась в жизнь благодаря вере тех, кто эту мечту воплотил, и святости израильской земли.

Ни святость, ни святые места израильской земли не оставляют никого равнодушным. Мы учим из книги XIII века Мидраш а гадоль, что согласно пророку Самуилу (Шмуэль I, глава 2) нет такого святого, как Господь. Однако Тора связывает понятие святости с пророками, днем субботним, ангелами, праведниками и, конечно, землей Израиля. Безусловно, понятие святости нуждается в анализе, это необходимо и почувствовать, и понять, и, что не менее важно, — передать следующему поколению.

Благословение этой недели для меня — это еще и возможность рассказать о понятии святости в рамках и толкования, и законов на встрече для вожатых из Украины, России и Беларуси в еврейских детских и юношеских лекториях НеЦеР, которая проводится в украинских Черновцах. Но вместе с этим благословением есть и вопросы: что для молодежи святость сегодня, как об этом рассказать через законы о святости понятий, мест и ритуала, как объяснить лучше и доступнее? Этой же темы на этой неделе я коснулся и на встрече в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. С одной стороны, святость подразумевает некую камерность и отделенность от будничного. С другой — пророк Исаия (Йешаягу, глава 6) учит нас, что Свят Господь, и вся земля полна славы Его. А в 57-й главе у пророка мы учим, что Господь обитает в месте святом и с теми, кто смирен духом.

Во многих благословениях мы говорим о том, что сам Всевышний освятил нас заповедями, и святость — это не только духовный поиск, но и выполнение заповедей, где этика и религия рядом. Следующее предложение после призыва к святости — это заповедь почитания родителей. И если в Десяти заповедях на первом месте стоит уважение к отцу, а потом уже к матери, то в главе Кдошим мы учим, что в вопросах почитания указана мама, а после уже папа. И это учит нас, что святость не только смирение, благословение и поиск, но и справедливость. Мы учим, что родителей нужно уважать и почитать одинаково.

Стремление к святости — это и исправление себя, и увещевание ближнего, если он или она не правы. С точки зрения закона в этом плане есть разные мнения в Талмуде (трактат Арахин 16). Согласно мнению рабби Элиэзера укорять ближнего можно, пока он или она не ударит тебя.

А вот мудрец Бен Азай считает, что можно ударить больнее и словом, и укорять можно, пока не оскорбили тебя.

Святые места Израиля, святые места в Писании, освящение через ритуалы, как и понятие святости, — это то, что не так уж и далеко для каждого из нас. Правда, это требует глубокого анализа, трепета, любви и понимания. И пусть заповедь стремиться к святости даст нам силы для укора и мудрости для прощения, веры во Всевышнего и стремления к справедливости, равно как правильного направления и нужного благословения.

Раввин Григорий Абрамович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter