«Святы Баўтрамей пасылае буслоў па дзяцей»

Народный календарь

5 сентября. Именинники: Ефрем, Евтихий, Николай, Павел, Иоанн (Иван), Лупп (Лупиан).


В связи с некоторыми особенностями традиционной белорусской фонетики Луппа называли Лупа. С этого дня начиналось время новой страды — посева озимых, а значит, отдых в крестьянской работе на земле был более чем недолгим: «Толькi вока прыкрыў, ажно зноў араць трэба».


6 сентября. Именинники: Петр, Арсений, Евтихий, Георгий.


7 сентября. Именинники: Варфоломей, Владимир, Моисей, Мина, Тит, Евлогий.


Опять–таки у нас имя святого Варфоломея произносилось по–своему — «Баўтрамей»: не слишком изменено и даже вроде более весомо. И снова идет продолжение работ: «Прыйшоў Баўтрамей — жыта на зiму сей».


Идут первые календарные осенние дни, именно в это время при нормальных погодных условиях улетают в дальние дали — «у вырай–рай» — аисты. Они вернутся с наступлением весеннего тепла. Ну а пока... Пока «святы Баўтрамей пасылае буслоў па дзяцей».


Еще это начало очень важного этапа — времени свадеб, осенних, шумных, веселых и богатых, как сама осень. Раз гуляют свадьбы — будут и крестины, так что пусть аисты принесут по весне нам побольше крепких и здоровых малышей.


8 сентября. Именинники: Петр, Виктор, Дмитрий, Георгий, Роман, Адриан, Наталия, Мария.


9 сентября. Именинники: Александр, Владимир, Иоанн (Иван), Михаил, Дмитрий, Пимен, Мефодий, Стефан, Савелий, Савва, Анфиса.


10 сентября. Именинники: Сергий, Иоанн (Иван), Пимен, Лаврентий, Илларион, Василий, Тит, Павел, Георгий, Серафим, Николай, Стефан, Савва, Моисей, Анна.


Именно Моисей считался в Беларуси врачевателем такого весьма распространенного недуга — что в прежние времена, что сейчас — пьянства. В старину за парня из семьи, за которой ходила дурная слава выпивох, замуж не шли, да и свахи обходили такой дом стороной. Мечта каждой девушки — добрый, умный, домовитый муж, хороший хозяин и отец. Потому как «за добрым мужам i варонка — жонка, а за благiм i княгiня загiне». Вот и обращались к Моисею женщины, кланялись святому, ставили свечи и просили, чтобы спас: исцелил, избавил от пьянства мужей и, что еще хуже, сыновей. Самогон на Беларуси стали гнать где–то с ХIV века. Корчма, в которой можно было «добра набрацца», появилась примерно на столетие раньше. До самогона пили меды, а крепленый и хмельной мед был крепок и здорово «бил по голове». Деньги на это дело, заначка, прятались от жены где–нибудь в одежде, а чаще — за голенищем сапога, поэтому и назывались «захаляўныя». Женщины переживали, лечили мужей–пьяниц зельем, которое готовили сами, — как поется в наших песнях: «капалi на рацэ i варылi ў малацэ». (Вообще, в прежние времена каждая хозяйка должна была уметь лечить домашних животных и свою семью травами и кореньями, которые и заготавливала.) Жены водили «няўдалых» мужиков к бабкам–знахаркам и сами «бiлiся, як рыба аб лёд». Устав указывать своему Василю на соседа Ивана, у которого и дом «як звон» (как отлитый колокол), и дети «даведзены да ладу».


11 сентября. Именинник: Иоанн (Иван).


В православной церкви отмечается Усекновение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — в народе назывался «Iван–галавасек, Iван–калинник» — и сопровождается строгим постом. День не относился к разряду «веселых», так как вспоминали о событии печальном. И это настроение традиционно проходило через многие действия и запреты. И главный запрет — на употребление круглых плодов и овощей. Еще в этот день не варили борщ и не готовили всего того, что имело оттенки красного или розового. Нарушить этот запрет было делом очень серьезным: считалось, что в доме может пролиться кровь. Запрещалось резать ножом, сечкой, а значит, капусту, картошку и даже каравай хлеба старались нарезать загодя, иногда хлеб в этот день разрывали руками.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter