Туровский напрестольный крест на днях отправится на свою малую родину – в кафедральный собор святителей Кирилла и Лаврентия Туровских

Святой Символ единства

Воздвизальный (напрестольный) крест в конце XII — начале XIII века находился в кафедральном соборе Турова. Пропал вместе с храмом, разрушенным во время землетрясения. Сегодня, вновь воссозданный, овеян множеством загадок и легенд. Находку уникальных медальонов с ликами святых, которые и стали отправной точкой в долгом, растянувшемся на шесть десятилетий пути воссоздания уникальной святыни, называли сенсацией. 


Крест получил второе рождение в 2020-м. Имеет два варианта. Один, наполненный духовной силой и содержащий частицу Честного и Животворящего Креста Господня, будет находиться в кафедральном соборе Турова. Его копия, сделанная для образования и просвещения, передана в музей Национальной академии наук.

Если внимательно присмотреться к кресту, в его древних орнаментах можно увидеть узоры в виде круга и трех лепесточков. В них заключена заповедь «Возлюби Господа всем сердцем, помышлением, крепостью своей и ближнего, как самого себя». Кружочек с лепесточками внутри — это символ души человека, обращенного к вере, а цепочка таких лепестков — ближние, возлюбившие друг друга.

Создатели знакового проекта внимательно отнеслись к каждой детали. Над восстановлением святыни трудились искусствовед Мария Нецветаева, член Белорусского союза художников Елена Андрющенко, ювелир Олег Ермолович. Творческая группа была удостоена премии «За духовное возрождение».

Ювелир Олег Ермолович признается, что до сих пор не верит, что ему удалось в сжатые сроки, в течение года, осуществить столь объемную работу. Во время многочасовых трудов Олег Леонидович прокручивал в мыслях историю Туровского княжества. Известно, что храм, в котором крест хранился, был разрушен во время землетрясения 1230 года. Спустя столетия на месте церкви во время археологических раскопок обнаружили четыре свинцовых медальона с ликами святых. Чтобы доказать, что они действительно были расположены на Туровском воздвизальном (напрестольном) кресте, ушли десятилетия. Об уникальной находке профессор Петр Лысенко, который вел раскопки, сообщил Президенту. По инициативе Главы государства был создан художественный совет по воссозданию реликвии. 

Олег Ермолович в 2005 году изготавливал наперстный крест для мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. Святыня стала примером в работе над Туровским крестом. Только в отличие от полоцкого по туровской святыне изначально не было никаких документальных источников относительно того, как он выглядел. Определяли это исходя из свинцовых медальонов, найденных на глубине примерно 1 метр 80 сантиметров в одном слое земли в соседних квадратах на небольшом расстоянии друг от друга. На одном из них удалось рассмотреть первое изображение святителя Кирилла Туровского. 

— Создать крест — полдела, — рассказывает Олег Ермолович. — Сначала нужно было восстановить исторический облик реликвии. Мне удалось выдвинуть версию о том, что старинные свинцовые иконки были лишь промежуточной формой в создании «образков». Родилось предположение, что свинцовые иконки — элемент технологического процесса и что во время раскопок ученые на самом деле наткнулись на мастерскую.

Ювелир догадался об этом по несколько плоским чертам лица святых на медальонах. Чтобы сделать точно такие же, он взял твердый пчелиный воск и создал первые модели с детализацией. 

При изготовлении креста нужно было использовать технику XII века. Мастер не скрывает, что для этого следовало научиться мыслить как средневековый человек. Говорит, трудно представить, как такие сложные изделия создавались без микроскопа, без тех инструментов, которые имеются у ювелиров в нынешнее время. 

Олег Ермолович перечитывал евангельскую притчу о сеятеле. Когда впервые ее услышал, понял, что смысл притчи отображен на епархиальных крестах. Внешняя часть туровской святыни украшена драгоценными и полудрагоценными камнями. Во главе креста — крупный зеленый изу­мруд, выращенный в лаборатории Нацио­нальной академии наук, а на центральном месте рубин — символ любви. Гранаты — жертвенная кровь Христа, изумруд — символ Духа Святого. 

— Все это говорит нам о Господе, о Боге Отце, — отмечает ювелир. — И получается иерархия: Бог Отец, Бог Сын, святитель, князь, мирянин. По закону сохраняется иерархия — сохраняется и мир. И это была своего рода проповедь в виде образа креста — символа единства, объединения. 

kuzmich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter