«Святой Георгий» полетел в Тегеран

Непредсказуемость решений жюри — главная интрига едва ли не всех международных кинофестивалей. Тридцатый ММКФ исключением не стал...

Непредсказуемость решений жюри — главная интрига едва ли не всех международных кинофестивалей. Тридцатый ММКФ исключением не стал. В фаворитах у кинокритиков были одни фильмы, победителями стали другие — «темные лошадки». Главным призом кинофестиваля золотым «Святым Георгием» награжден иранский фильм «Проще простого» режиссера Резы Мир Карими.


Это был один из тех немногих фильмов ММКФ, на который, посмотревшие картину, не советовали тратить время. Для киногурманов «Проще простого» показалось простым и незатейливым зрелищем. А вот жюри во главе с норвежской актрисой Лив Ульман посчитало иначе. О чем кино? В центре внимания авторов фильма внутренние терзания героини, которая начинает осознавать — доброта и преданность семье сделала ее невидимой для всех, кто ее окружает.


Впрочем, побывать на просмотрах даже большинства конкурсных и ретроспективных показов фестиваля было просто нереально. За десять дней работы форума показано около 200 фильмов. В основном конкурсе участвовало 16 картин, из них две российские: «Сад» Сергея Овчарова и «Однажды в провинции» Кати Шагаловой. Второй фильм, его некоторые критики сравнили с балабановским «Грузом 200», получил приз жюри Международной организации кинокритиков (ФИПРЕССИ).


Все награды кинофестиваля вручались на церемонии закрытия ММКФ в субботу. К сожалению, в драматургию праздника вмешался проливной дождь — «красная дорожка» быстро намокла и стала опасно скользкой. Чинный «целовательный» проход по ковру превратился для припозднившихся звезд в опасную пробежку от авто до кинотеатра «Пушкинский». Стихия внесла еще одну поправку в сценарий закрытия ММКФ: из–за дождя опоздал самолет, в котором в Москву летела главная гостья церемонии — французская актриса Изабель Юппер. Ее ждали, чтобы вручить специальный приз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского». Все это, растянув церемонию по времени, скомкало ее по содержанию.


Самой удивительной наградой ММКФ стало, конечно же, вручение незапланированного приза тренеру российской сборной по футболу Гусу Хиддинку — за лучшую режиссуру командной игры. Проходивший в эти дни чемпионат Европы по футболу вообще стал полноправным участником кинофестиваля: транслировались матчи — пустели кинозалы, задавались вопросы о кино, а режиссеры начинали свои ответы с пожеланий российской сборной победы! Футбол вызывал у москвичей энтузиазма куда больше, чем некоторые просмотры. Хотя, как заявил президент фестиваля Никита Михалков, за десять дней 100.000 человек посмотрели фильмы ММКФ.


Выбор кандидатов на «суперобложку» — церемонии открытия и закрытия фестиваля — откровенно разочаровал. «Хэнкок» — это классическое коммерческое кино летнего сезона, но уж вовсе не фестивальная работа. Фильм «Марадона глазами Кустурицы» — милый документальный о великом футболисте, чья работа — красиво забивать голы. После того как у главного героя перестало это получаться на пять с плюсом, любимец миллионов стал искать поддержку в наркотиках.


Балканский режиссер Эмир Кустурица два года ездил к Диего Марадоне в Аргентину, пытаясь разобраться в тайных смыслах этой личности. Судя по тому что я увидела на экране, не нашел. Хотя это замечательная хроника сего дня, в котором два главных героя — Марадона и сам автор. Вот он, фильм для семейного альбома Кустурицы: это я и мой внук, а это мой сын, он никогда еще так близко не видел великого футболиста!


Откровенно огорчало, что уровень фестивального пафоса не соответствовал кинематографическому наполнению. Говорят, злую шутку с ММКФ сыграло то, что практически одновременно с Московским проходило несколько международных фестивалей класса «А», в частности, Шанхайский. Этим обстоятельством, пожалуй, можно объяснить отсутствие звезд первой величины на фестивале. Ситуацию отчасти спасали ретроспективы работ классика американского кино Джона Кассаветиса и фильмы Такеси Китано да участие в медиа–форуме гениального режиссера и провокатора Питера Гринуэя, который в последнее время с увлечением проводит сеансы «магии и ее разоблачения», уверяя своих гостей, что кинематограф умер!


Но президент фестиваля Никита Михалков настроен оптимистически. «Тридцатый ММКФ — это серьезный прорыв, это знак того, что мы крепко стоим на ногах, что мы живем и что мы имеем право проводить такие крупные фестивали класса «А», — заявил он на брифинге торжественной церемонии закрытия фестиваля. — Я только сейчас по–настоящему ощутил внутреннюю уверенность в фестивале, где создаются интересные и прекрасные программы, где идут фильмы, которые собирают полные залы». Это хорошо, что у Никиты Сергеевича такое настроение. В следующем году будем отмечать 50 лет ММКФ. Чтобы «красная дорожка»–2009 стала по–настоящему звездной, нужно будет очень постараться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter