Святое семейство: у батюшки из агрогородка Вишов восемь детей, причем семеро из них служат в церкви

Вообще, никого не удивишь семейной династией врачей или учителей. Когда-то, правда очень давно, никого не удивляло и то, что в семье священнослужителей дети шли по стопам родителей. Чего, конечно, не скажешь о нынешнем времени. Встретить такую ячейку общества — диковинка. Корреспондент «Р» познакомилась с семьей батюшки из агрогородка Вишов Могилевской области, у которого восемь детей, семеро из них служат в православной церкви, и только один ребенок живет обычной жизнью.

Отец Павел с редкой фотографией: на ней все семейство в сборе
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА
Отец Павел

Кукурузное поле, плавящийся под ногами асфальт. Мы с фотокорреспондентом все-таки добрались от трассы до Вишова. Тихая, приятная сельская жизнь: куры, как и положено в деревнях, что-то ищут на автобусной остановке. Кивком здоровается хмельной мужичок, а мимо проезжает на велосипеде девочка лет тринадцати, за ее спиной на багажнике сидит мама.

— Не подскажете, где ваша церковь?

— К отцу Павлу-то, что ли? Так прямо, прямо и придете.

Пришли. На голову платок, кепку сняли — заходим. Какая маленькая церквушка — тихая, уютная. Кто-нибудь тут есть? Из-за иконостаса выходит отец Павел. 73-летний мужчина, невысокий, с бородой.

— Крещеные? Приложитесь к иконам.

После мы усаживаемся на деревянную лавку, и отец Павел еще раз спрашивает, почему такое внимание к его персоне. Непривыкший к публичности, он скромно излагает житие свое.

Отец Павел, а по паспорту Павел Кондратьевич Гончарук, более пятидесяти лет назад, будучи молодым специалистом в колхозе, подумать не мог, что судьба так интересно сложится. Один из пятерых деток обычных сельчан, он, как и многие тогда, подался работать на земле.

— Начало моей жизни в деревне Хабовичи Брестской области. Там крестился, рос, учился, венчался и работал.

Потом была армия сроком три года. А после — свадьба. Женился на девушке-односельчанке Екатерине, которая была младше на год. И вот решил поездить по церквам, монастырям. Причину такого намерения назвать не может или не хочет: «Пути Господни неисповедимы».

Кардинально все в его жизни изменилось, когда в Псково-Печерском монастыре получил благословение учиться на священника. Поехал в город Иваново, что за Москвой, познавать азы совершения служб, молитвы, послушания.

— И когда прошло некоторое время, рукоположили в дьяконы. А после, две недели прошло, рукоположили в священники. Да, в то время было быстро: священников мало — тяжелое время, сложное.

Затем окончил Московскую семинарию, началась служба в самых разных деревнях и городах.

— Как семья отреагировала? Сложно было. Не все думали, что это нужное, полезное. Как и сейчас, есть родители с разными профессиями, которые не понимают, почему их ребенок поступает в семинарию. Екатерина же моя приняла новость с радостью.

Большая ячейка общества

Юрьевец, Кощеево, Иваново и другие населенные пункты в России были домом семьи Гончарук. А потом переехали на родину: «Нужно было возвратиться в свой край. На переезд нас благословил митрополит Филарет».

И оказались они в самом маленьком городе страны — в Дисне, что в Витебской области, где служили муж и жена в маленьком кладбищенском храме. После — снова переезды, и все это с детками. Минск, Столбцы, маленькая деревушка под Слуцком, поселок Партизанский под Вилейкой. Там он даже строил храм.

— Большая семья? Как Господь давал. Всех назвали по церковному календарю. Первый — Александр. Затем дочки Валентина, Елена, сыновья Иван, Михаил, Илья, дочка Мария, сын Владимир. Трудно было или нет — перенесли, а сейчас сколько радости: есть к кому поехать и есть кому приехать, — отец Павел смеется и тут же шокирует больше: выставив пальцы и начиная их загибать, говорит о своих 15 внуках.

У всех детей отца Павла в семьях от одного до трех деток. Старшей внучке — 24 года, младшим — двойняшкам — пару месяцев.

— А как так случилось, что семеро из восьми детей подались служить в церковь? — не унимаюсь я.

— Пятеро сыночков сами выбрали свой путь. Избрали один за одним семинарию по стопам батьки, — пожимает он плечами. — Окончили семинарии у нас, а один из них, Михаил, даже поехал учиться в Московскую семинарию. У двух дочек мужья появились — Вячеслав и Павел — и те священники. Дочки в церквах хором управляют, поют.

Ну, говорю, а почему одна дочка статистику-то подпортила? А он смеется:

— Отчего же? Она хотела быть поваром, вот и стала им. Вышла замуж за светского человека, который трудится энергетиком. Живут они теперь в Столбцах.

Кстати, а знаете, как раскидало по свету детей отца Павла? Почти по всей стране они служат в приходах: в Хотимске, Мстиславле, Могилеве, Березино, в деревне Городилово около Молодечно, в Вилейке. А Михаил попал в Россию — в город Данилов Ярославской области.

— Когда они все так выбрали свой путь, я подумал: Господи, помоги. Помоги, чтобы было все так, как надо, чтобы они не виляли на этом пути, несли добро и свет.

Просто папа

Во всех профессиональных вопросах, как и в жизненных, для детей отца Павла, которым от 48 до 29 лет, лучше папы помощника не найти. Да, называют они его не батюшкой, не отцом, а папой. Когда все дружно приезжают к родителям, а это, конечно, бывает нечасто, то в доме стоят шум, гам и радость. И несмотря на то что женская половина поет в храмах, тенора и басы батюшек солируют за семейным столом. В Вишове они собираются уже девять лет — столько служит отец Павел в этой церкви. В нынешнем году собирались на День святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Дети отца Павла в немного нестандартные дни посещают родителей. Если у всех выходные и праздники, то в эти дни его дети служат в своих приходах,  а выбираются к старикам в будни.

Отец Павел приносит альбом, в нем столько фотографий… Вот жена в Иерусалиме, вот внучки маленькие, а вот фото с сыновьями и зятьями в рясах. Где же общий снимок? Поместились ли хоть раз все в кадр, шучу я. Находится общий снимок, сделанный на свадьбе у младшего — Владимира. Зять-энергетик без бороды выделяется.

Так, а это что за снимок молодого человека в рясе? Ответ удивляет:

— А это внук, который недавно поступил в семинарию. Да, первый из внуков, кто пошел по нашим стопам. Пока первый… — на этот раз шутит отец Павел.

Рассматриваем фото, а в это время в церковь бесшумно зашли невестка и внучка отца Павла. Матушка Мария — жена старшего сына Александра. Вместе с дочкой Настей (она, кстати, несмотря на пение в храме, собирается учиться на врача) приехали сегодня из Могилева,  чтобы здесь спеть во время венчания. Кстати, молодые приедут аж из Санкт-Петербурга в Вишов.

— Дни бывают разные. Иногда у меня только служба, дела в храме, а иногда другое расписание, как сегодня: утром служба в Могилеве, потом вот вы, сейчас приедут венчаться, а затем будет погребение.

Промысел Божий

Отцу Павлу нужно готовиться к праздничному мероприятию, обращаемся к прекрасной половине семьи. Матушка Мария стала невесткой отца Павла случайно. Когда училась в пединституте на учителя физики и математики, поехала к нему подружку покрестить. Во время поездки ее и сосватали с Александром:

— Я сама из священнической семьи: у меня пятеро братьев и три сестры. Все служат в церкви, кроме одного брата, который выучился на агронома.

Значительно ли отличалось детство мальчишек в такой семье от детства светской ребятни? Отец Александр задумался: вроде как у всех, а все-таки разница была. На моря не ездили с родителями, а вот по монастырям — да. Не во все игры можно было играть, да и в клуб на танцы особо не ходили. Хотелось иногда, конечно, но… иногда.

— Как и все дети, мы шалили. Так что ремень, если нужно было, папа пускал в ход, — смеется отец Александр. — Сейчас, как и всегда, мы все между собой дружим. А когда собираемся, то обсуждаем все, что можно, — как церковные вопросы, так и бытовые. За помощью ко мне младшие братья не так часто обращаются — лучше к папе.

Так, разговор прочь — молодые приехали и их родные. Спросим у них, почему именно сюда, в агрогородок Вишов, приехали из Питера? До начала торжества невеста Лариса отвечает:

— Нам люди сказали, что тут хороший батюшка, и мы решили приехать именно к нему на венчание.

Ну что ж, дай бог, чтобы у этой пары было столько семейного счастья и деток, сколько у отца Павла. Начинается венчание, и мы замолкаем.

alinakasel@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter