Календарь и традиции

«Святое Хрышчэнне — Калядам прашчэнне»

Наступающая неделя завершает праздничный «калядны» цикл. Уже прекращаются хождения «калядоўшчыкаў», «звяздароў» и прочих ярких персонажей, которые, помимо веселья, приносят в дом на весь год добрую долю.


18 января в православном календаре — «навечерие Богоявления, Крещенский сочельник». А в народной традиции — третья («голодная»), постная кутья. Если в этот день придерживаться поста, то на протяжении всего последующего года можно быть спокойным, что не съешь ничего «нячыстага» и не отравишься. Еще этот день называли «вадзяной калядой». Сопутствующий обряд выглядел следующим образом. Перед «вячэрай», после общей молитвы хозяйка выставляла кутью с медом или маком, клала в нее одну ложку и подавала хозяину обычный мелок. Перекрестившись, хозяин дома начинал писать мелом крестики — сначала на окнах, дверях и печке, затем в центре хаты, после чего выходил во двор и ставил по 3 — 4 крестика на окнах и дверях дома снаружи и на хозяйственных постройках. Домашние в это время ожидали его за столом. Вернувшись в дом, хозяин ставил на стол миску с кутьей, трижды пробовал содержимое сам, а затем предлагал угоститься остальным. После чего к столу подавались блюда в том же порядке, что и перед Колядами. По окончании «голодной кутьи» сено, лежавшее на протяжении двух праздничных недель под «абрусам», собиралось и относилось коровам, чтобы увеличивались надои молока, а заодно и как средство от «дрэннага вока» — потому как за «калядны час» набирало особую силу.

Наблюдали в этот вечер за погодой: южный ветер обещал частые летние грозы; а собранный снег, считалось, исцеляет от онемения ног, головокружения и судорог.

19 января — Крещение, последний праздник колядного цикла: «Святое Хрышчэнне — Калядам прашчэнне». Крещение — один из самых важных народных праздников, сопровождавшийся различными обрядовыми действиями. Так, накануне переворачивали все возки и сани, чтобы сделать их недоступными для «нядобрых вадзянiкаў». Люди верили, что эти самые «вадзянiкi» являются накануне с вечера, чтобы вывезти на санях и возках своих детей, «спасая» их от «крыжа» и крещенской воды. Всякую нечисть отпугивали еще грохотом и шумом от выстрелов из ружья, маленькими пушистыми, но очень колючими елочками. Лапки елочек потом подстилали под несушек, чтобы в будущем году вывелось побольше цыплят. Если возле поселения не было никакого водоема и воду брали только из колодцев, тогда в колодцы опускали крестик, изготовленный из лучины, которая считалась символом огня. Затем крестик подвешивали на воротах как знак особой защиты от всего злого.

Обычно к Крещению устанавливались сильные морозы и лед делался очень крепким. Поэтому, чтобы вырубить в нем крестообразную прорубь, пользовались топором. Традиционно топор воспринимался «прыладай», наделенной особой охранной силой: он мог вбирать в себя все отрицательное, одновременно передавая человеку, животным и даже некоторым предметам свою «железность», крепость. С топором–«сякерай» обходили стада, а если надо, то и все селение, во время эпидемий, чтобы «засекчы хваробу».

Хороший мороз на Крещение обещал жаркую погоду во время жатвы, снег — множество грибов и орехов в лесах, оттепель дарила надежду на густые всходы хлебов. Крещение под полный месяц — к половодью по весне. Свежий снежок, выпавший на Крещение поутру, использовали для отбеливания полотна и валяния валенок, шапок, изготовления сукна для пошива верхней, теплой одежды.

20 января в храмах вспоминали Иоанна Крестителя. С самого утра, прежде чем сесть за стол, пили крещенскую воду, взятую из иордани. В этот день не считалось грехом опрокинуть и рюмочку–другую чего покрепче. Но надо было всегда помнить: «Святкуй раз за месяц — будзеш вяселы, засвяткуеш кожан дзень — станеш голы».

В два последующих дня также присматривались к погоде: оттепель обещала жаркое лето.

Советская Белоруссия № 7 (24889). Пятница, 15 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter