Святое Хрышчэнне i Калядам прашчэнне

Большая часть января ну просто усыпана праздниками — как в народе говорят, «ад стала не адыходзiм». И на протяжении двух недель идет удивительное время «калядных вечароў», когда всего вдосталь: и угощенья, и веселья — чтобы весь год прошел в достатке и радости. Само празднование органично соединяло древние обычаи, народный карнавал, символику животного и растительного мира и христианские обряды — ничто не «замiнала» друг другу, а только лишь дополняло, давало возможность заиграть яркими красками и не потеряться во времени.

фото белта

Что касается погоды, нынешние ее катаклизмы хоть и редки, но не уникальны. И не такие сюрпризы бывали: в XVII веке, как свидетельствуют официальные документы, случилось, что в феврале цвели сады. Правда, потом зима все же взяла свое.

День, следующий за старым Новым годом — 15 января, в православном календаре обозначен как предпразднество Богоявления. И если «да Каляд» и к Новому году на стол непременно выставлялась «свежанiна», а лучше — «свiная галава» (сальтисоны у нас делали мастерски, с чесноком и огромным количеством специй!), то теперь обязательно готовили курицу — либо просто «пяклi», либо готовили пирог с курицей. Здесь тоже присутствовал символизм — в данном случае призванный обеспечить на предстоящий год «павелiчэнне птаства» и огромное количество яиц: «каб капа да капы». Курицу для пирога выбирали самую «вялiкую i цяжкую». Ее не разбирали, как для холодца, от косточек, а лишь немного подрезали «па шлуначках» (по хрящикам). Запекали заранее, чтобы потом в самом пироге она уже только распаривалась. Вообще, курица у всех европейских народов символизирует женское начало и плодородие, что особенно важно в начале года для семьи и «гаспадаркi».

Развлечения также придумывали разумные и мудрые. Например, одна из наших самых интересных «калядных гульняў» — «Жанiцьба Цярэшкi». Суть ее в том, чтобы под опытным руководством старших объединить молодежь в пары. Не было у нас такого, чтобы невеста знакомилась с женихом только на свадьбе, чувства молодых людей все же учитывались, поэтому игра помогала выявить «прыязнь» парней и девушек друг к другу, ни в коем случае не допуская «прымусу».

18 января — навечерие Богоявления, Крещенский сочельник, третья, «галодная», постная кутья. Считалось, тот, кто постится в этот день, на протяжении всего года не съест ничего «нячыстага ў стравах». По традиции, сено из–под «абруса» убиралось со стола и отдавалось коровам — чтобы увеличить надои молока и одновременно уберечь «жывёлку» от болезней и дурного глаза. Собирали также чистый снег у дома и такой талой водой натирали ноги, руки, все суставы, чтобы снять боли и судороги.

19 января — Крещение Господне. В традиционном народном календаре — «Вадохрышча», когда появляется некая незримая связь между водами небесными и земными, наделяя последние чудесными качествами. День, завершающий колядный цикл: «Святое Хрышчэнне i Калядам прашчэнне». В этот удивительный вечер все большие реки, мелкие «рачулкi» становятся иорданями — «ярданямi». А при отсутствии поблизости рек и озер воду успешно брали и из колодцев, опустив туда крест, сделанный из лучины (еще прослеживается явная связь с огнем). Крест потом крепили на воротах перед домом, чтобы отгонять всяческую нечисть. Если реки уже сковал лед, пробивали крестообразную прорубь. Аккуратно вырубленный в виде креста и извлеченный из воды лед ставили рядом, укрепляли и окрашивали свекольным соком, что выглядело очень красочно и торжественно. С вечера выпекали обрядовое печенье в виде крестиков — для себя и на угощение. Но «святая вода» должна быть в каждом доме только «своя», за ней не принято «хадзiць у пазыкi». «Вада–вадзiца, Божая памашнiца» применялась практически «пры ўсякай нагодзе»: и в здравии, и в хвори, и в радости, и в беде, и при рождении, и при уходе...

«Вадохрышча» под полную луну обещало весну с большой водой.

20 января особо чтили Иоанна Крестителя. Утром, прежде чем сесть за стол, пили воду «з ярданi», в некоторых регионах день считался праздничным.

21 января в народе называли — «па абед Каляда»: окончательно прощались с праздником и после полудня уже брались за работу. На некоторое время в календарной обрядности наступало затишье.

Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ, фольклорист.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter