«Сестру мою тогда убили, а меня ранили в голову» - о сожженных фашистами деревнях Ляховичского района

Святица плакала в марте

Горбачи, Гута, Кулики, Новоселки, Медведичи, Своятичи, Тумаши, Щербово… В огне Великой Отечественной войны горели около полусотни деревень Ляховичского района. За связь с партизанами оккупанты стерли с лица земли Святицу — деревню, существовавшую с XVI века. По данным национального портала «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны», все 200 домов в Святице превратились в пепел…

Памятная церемония перезахоронения жертв геноцида в Ляховичах.

Та страшная весна

Святица была островом среди непроходимых болот. Уже в Кривошине стоял немецкий гарнизон, были немцы в Залужье, а святичане все лето первого года войны не видели оккупантов. Только слухами об их зверствах земля полнилась. В окрестностях Святицы действовало около десятка партизанских отрядов, бригада «Советская Белоруссия», 19-я бригада имени В. М. Молотова, 20-я бригада имени В. С. Гризодубовой, а также отряды самообороны. Местные жители помогали чем могли...

Первый раз каратели хотели сжечь Святицу зимой 1943 года. В районной книге «Памяць» есть воспоминания жительницы Татьяны Андреевны Русакевич: «Партизаны предупредили, что фашисты собираются сжечь деревню. Говорят, Святица — бандитское гнездо. В ту страшную ночь мы не спали и когда услышали крик родственника Михаила: «Немцы!» — быстренько бросились из дома удирать. А у меня трое детей, самый младший Ромка еще грудной, привязала его платком к грудям, так и носила. Только мы на возах кинулись к лесу, как навстречу тоже на возах — люди в белой одежде. Сразу подумали, что партизаны приехали нам на помощь. Оказалось — каратели. Началась стрельба, они стреляли по детям, женщинам, не жалея никого. Мы попадали в снег. Немцы подошли, тыкали винтовками, требовали, чтобы поднимались. Сестру мою тогда убили, а меня ранили в голову. Привезли вместе с детьми в сруб, который стоял на окраине. Начали расспрашивать, где партизаны. Я, правда, не знала. Били меня тогда фашисты сильно...»

Татьяну Русакевич заставили снять обувь. Она босиком стояла на снегу. Вспоминает, что холод вытеснил страх. Потом вместе с детьми и несколькими односельчанами ее поставили к стенке в доме Романа Курловича. Возле дверей — наготове  немец с автоматом. Но в тот день обошлось — не расстреляли…

До страшной даты 11 марта оставалось совсем немного. Авторы книги «Памяць» также записали воспоминания Татьяны Филипповны Курлович: «Увидели, что немцы идут на наш остров, разбежались кто куда. Фашисты ловили, сильно били мамину сестру Ольгу, которая была беременная, подкидывали ногами. Мы бросились глубже в лес. У мамы совсем не было сил, она еле ползла. Братик Юлик, которому было восемь лет, полз последним и рукою снег заметал, чтобы выродки нас не нашли. Так и спаслись. Хорошо, что не было собак. Вернулись после в деревню — все начисто сожжено, наше хозяйство также. Как жить?»

Некоторых жителей деревни схватили и сожгли в соседнем Залужье в этот же день — бросали живыми в огонь... 

После освобождения в Святицу возвращались фронтовики. Первым делом восстановили школу, не на пепелище, а чуть в стороне, возводили дома, создали колхоз… Взаимопомощь и сплоченность помогли людям преодолеть послевоенные трудности. По данным Кривошинского сельисполкома, сейчас в Святице проживают 419 человек. Память о событиях военного времени хранит музей «Партизанская слава», основателями которого в 1990 году стали супруги Вера Дыдышко и Владимир Шилович. 

Кем были убитые? Сколько им было лет? Неизвестно...

Поминальная молитва

Многие евреи в Ляховичском районе были убиты во время карательной операции нацистов «Припятские болота», проводившейся еще летом 1941 года. Братские могилы есть в Медведичах, Острове, возле станции Рейтаново...

2700 узников ляховичского гетто были расстреляны гитлеровцами в июле 1942-го. В 1993-м на этом месте установили памятник. А совсем недавно рядом появились две новые братские могилы, куда перезахоронили еще 63 невинные жертвы нацизма. 

Ранее неизвестное место расстрела мирного населения установили в ходе расследования Генеральной прокуратурой уголовного дела о геноциде нашего народа. По поручению прокурора Ляховичского района Сергея Дежко в каждом сельисполкоме была проведена большая поисковая работа, так нашлись свидетели тех трагических событий. С конца мая до середины июня нынешнего года вблизи деревень Новые Буды и Куршиновичи 52-й поисковый батальон Министерства обороны Беларуси провел раскопки. В итоге обнаружены останки жертв. 

Кто эти погибшие? Что стало спусковым крючком для расправы? Достоверно неизвестно даже о вероисповедовании этих людей. Поэтому для проведения поминальной молитвы пригласили настоятеля церкви святых апостолов Петра и Павла в деревне Остров протоиерея Романа Белоуса и раввина из Бреста Хаима Рабиновича.

Хаим Рабинович отметил, что на ляховичской земле лежат и его родственники:

— Здесь нашли свой покой тысячи жертв нацистского геноцида, в том числе и мои родственники. К сожалению, точное их место захоронения неизвестно, поэтому присутствие на этом траурном мероприятии для меня является символической данью их памяти и памяти всех жертв фашизма. 

Ежегодно в марте в Святице вспоминают убитых и сгоревших земляков.

Детство закончилось в 1944-м

Делом о геноциде Генеральная прокуратура всколыхнула память людей. Так, в минувшем году в список сожженных деревень внесли три хутора Ляховичского района. 

Новые факты геноцида стали известны благодаря неравнодушному минчанину. Он обратился в прокуратуру Брестской области с просьбой занести в карту сожженных деревень три хутора Ляховичского района, которые были уничтожены немцами, а также поставить на учет ранее неизвестное место захоронения мирных граждан. Со слов мужчины, его дед еще при жизни рассказывал о трагедии, произошедшей в марте 1944 года. За помощь партизанам каратели расстреляли тогда 13 жителей хуторов у деревни Совейки, в том числе девять ни в чем не повинных детей, а дома сожгли. Кто-то их похоронил и написал на могиле год смерти...

Прокурор Ляховичского района Сергей Дежко побывал на месте захоронения. Могила датирована 1944-м. Впоследствии при сопоставлении карт разного времени были обнаружены сведения о трех населенных пунктах, данные о которых отсутствовали в архивах.

МНЕНИЕ

Людмила ЖОЛНЕРЧИК, депутат Палаты представителей Национального собрания по Барановичскому сельскому округу № 7:

— Встречаясь с жителями округа, в том числе в Ляховичском районе, бывая в школах, я вижу, сколько в Год исторической памяти уделяется внимания поиску новых фактов, связанных с Великой Отечественной войной. Казалось бы, все уже известно. Оказывается, нет. Ветеранов осталось немного, как правило, они уже все рассказали, что знали. Но сколько историй хранится в семьях? Кто-то помнит о давних событиях из рассказов отцов, дедов. Важно ничего не пропустить, записать и задокументировать, что сейчас и делают прокурорские работники. Важно продолжать работать с детьми, может быть, более предметно и не только на школьных «Уроках Памяти». 

kozlovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter