О картине Василия Сумарева «Мой дом»

Святая простота

Проект Владимира Степана “Моя коллекция”
Фото представлено НХМ Беларуси

В конце 1960-х и начале 1970-х многие художники начали добавлять в названия своих картин местоимение “мой”. Сегодня подобное никого не удивляет, а тогда казалось неожиданно смелым. Сознание людей постепенно менялось, начинался переход от коллективного к личному.

И этим коротким словом творцы подчеркивали свое отношение к тому, что изображено на картине, что их волнует, что они считают важным.

В 1970 году белорусский художник Василий Сумарев написал свою, как по мне, самую лучшую и знаковую работу. Он назвал ее коротко и ясно — “Мой дом”. Картину сразу заметили критики, полюбили зрители.

На первый взгляд она очень проста. На ней изображен дом, в котором родился и жил художник. Обычный, двухэтажный, деревянный, выкрашенный в красный цвет. Он стоял на улице Белорусской в Минске, у железной дороги. У дома, рядом с ним, в окнах — знакомые, друзья, соседи. Самая обычная жизнь. Да и себя любимого художник не забыл изобразить. А как же по-другому, ведь это его дом. Художник на крыше, что-то пытается рисовать. Мальчишка забрался на яблоню, а старуха ругает его. Бывший военный стоит у самодельного турника, а на перекладине подтягивается юноша. На скамейке переговариваются женщины, рядом молодая мама с коляской... На втором этаже свадьба, там жених и невеста, гости. В окне рядом грустит девушка, а в соседнем, в том, где сушатся караси, — парень читает книгу.

Можно очень долго рассказывать и пересказывать все эти нехитрые бытовые подробности, всю эту бесконечную текучесть жизни...

Искусствоведы почти в один голос отмечали, что эта немного наивная картина напоминает народные миниатюры и лубок. Дружно подчеркивали теплоту и любовь, с которыми изображены все маленькие сценки большой жизни.

Сегодня можно сказать, что к лубку и миниатюрам этот холст если и имеет отношение, то весьма отдаленное. Мне думается, Василий Сумарев создал — икону. Где роль святого с золотым нимбом выполняет его дом. Обычный, двухэтажный, барачного типа. Такие и похожие дома еще встречаются. Они могут быть красными, серыми и даже закопченными до черноты. Там внутри скрипучие деревянные лестницы, многократно перекрашенные. Там старые почтовые ящики. Там коляски и велики в подъезде. Там все друг друга знают. Там все соседи живут как одна семья. И праздники, и несчастья общие... Сегодня такого уже нет.

А картина продолжает воспевать те светлые и счастливые времена, которые уже никогда не повторятся. Этот холст похож на те иконы, которые подробно рассказывали неграмотному прихожанину церкви о житии святых.

Именно иконописность этого полотна делает его очень убедительным и запоминающимся. Трогающим каждого, кто перед ним оказывается. Глядишь и думаешь о своем родном доме. Вспоминаешь запах в подъезде, звук своих шагов, скрип родной двери, голоса соседей... Вспоминаешь, как в детстве уронил ключ от замка, как он падал со ступеньки на ступеньку, а у тебя почему-то сердце начинало колотиться. Конечно же, картина Василия Сумарева “Мой дом” — современная икона.

Двухэтажного дома на улице Белорусской давно нет. Его снесли, а все жильцы получили квартиры в разных концах города. Красный дом остался лишь на полотне — как образ святого угодника, житие которого завершилось вознесением на небо. Кстати, сама картина “Мой дом” находится в постоянной экспозиции нашего художественного музея.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter