Святая память поповцев обновляет икону и облагораживает души

— Утром, где-то в половине девятого, позвонили: у Тони обновляется икона, и я тут же поспешила в квартиру Хроловичей, где было уже много людей, — рассказывает начальник Краснослободского участка Солигорского ЖКХ “Комплекс” Елена Сергиеня. — И была поражена: до этого тусклый рисунок голубя на иконе приобретал яркость, свежесть, более четкими становились очертания одеяний святого... Наблюдая это чудо, одни молились, другие плакали.— Когда-то я увлекался фотографией, и то, что происходило с иконой, напоминало проявление фотографии, — комментирует хозяин квартиры Иван Хролович. — А случилось это вскоре после того, как икону взяли на богослужение, посвященное началу восстановления святого храма у деревни Поповцы.

Место святости и скорби
Где-то в 1670 году в пяти километрах от села Вызна, сегодня — городского поселка Красная Слобода, был возведен Петропавловский мужской монастырь. В нем были два святых храма: в честь Петра и Павла и Успенья Пресвятой Богордицы.
— В монастыре хранилась чудотворная икона Божьей Матери, — рассказывает благочинный церквей Солигорского округа отец Николай. — Позже подобную икону святому храму подарил смоленский купец. Обе иконы были в дорогих, богатых окладах. Потом святой храм разграбили, и следы икон затерялись...
На территории монастыря хоронили усопших священников со всей округи. И деревня, расположившаяся  в километре от  святого храма, получила название Поповцы. В 1981 году в деревне начала работать церковноприходская школа. В канун Октябрьской революции в ней проживало более полутысячи человек. Сегодня население Поповцев —полсотни душ, в основном женщин-пенсионерок.
Но состарившаяся деревня значительно пережила соседнюю обитель монахов и усопших священников. Как-то монастырь сгорел. И на его месте построили более скромную приходскую церковь Петра и Павла. Крестьянин из Поповцев Иван Леванцевич служил в церкви, его жена Анна была там певчей и дружила с детьми священника. И когда в 1939 году наиболее рьяные атеисты начали раскатывать церковь по бревнышку, Анна Игнатьевна забрала с собой две скромные бумажные иконы Господа Саваофа.
Место, где стояла церковь, сровняли с землей, священника сослали. Иван Андреевич и Анна Игнатьевна на святом для них месте поставили крест и постоянно приходили к нему молиться. Трое наиболее оголтелых разрушителей церкви вырывали крест, ломали его. Леванцевичи предупреждали их о неизбежной божьей каре за такие деяния и ставили крест опять. Так повторялось не единожды. В итоге один  из крушителей крестов сошел с ума, двое повесились, да и в семьях их не было покоя, счастья. Леванцевичи  дожили до глубокой старости. Анна Игнатьевна бережно хранила иконы, хотя в годы разгула атеизма немало перетерпела за веру и верность. Умирая, передала иконы дочери Антонине.
Благодарность сквозь десятилетия
По случаю начала возрождения храма в конце августа на территории бывшего монастыря состоялось соборное богослужение, на котором присутствовали все солигорские священнослужители, множество народу. Антонина Ивановна принесла на торжества одну из икон, которой десятилетия назад православные  поклонялись на этом самом месте. Многие собравшиеся  целовали ее. И заявляли: когда молились, было очень легко и благостно, чувствовалось воздействие святого места.
— А недавно проснулась, по привычке бросила взор на иконы и поразилась: та, что я возила на богослужение,  на глазах обновлялась — ярче становились краски, отчетливее линии, — вспоминает Антонина Ивановна. — Я испугалась, позвала мужа, начала звонить сестре, знакомым. И вскоре в квартире было полно народу.
Антонина Ивановна показывает две  иконы Господа Саваофа. Под обеими одна и та же подпись: “Отъ Киевского Цензурного Комитета печатать дозволяется. Киев 3 января 1903 года. Цензоръ священник В.Титов”. Но побывавшая на богослужении возле Поповцев — выразительнее, ярче. Хотя, утверждают очевидцы, она была  серее, мрачнее своего “близнеца”. В левом верхнем углу иконы серость осталась, словно что-то помешало ей обновиться до конца.
— Во время богослужения я видел эту икону, она действительно была тусклой, как-никак — более сотни лет, — делится мыслями отец Николай. — Икона обновилась от радости, что мы всколыхнули человеческие души, после стольких лет запустения и разорения помолились  на святом месте, где день и ночь молились за весь православный мир монашествующие, где покоятся мощи многих священнослужителей. Возможно, на этом месте со временем опять возобновится монашеская жизнь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter