Святая Анна, туристический кластер и уникальная кадриль...

Корреспондент «БН» совершила культпоход по двум мостовским агрогородкам – Гудевичи и Лунно

Корреспондент «БН» совершила культпоход по двум мостовским агрогородкам – Гудевичи и Лунно

Корреспондент «БН» совершила культпоход по двум мостовским агрогородкам – Гудевичи и Лунно

Реликвии костела в Лунно

На утренней мессе в храме Святой Анны в Лунно — десятка два прихожан. Все они — местные бабушки-сельчанки.

По окончании мессы бабушки степенно расходятся. Некоторые общаются с ксендзом Люцияном — настоятелем Лунненского костела и духовным наставником.

— Лунненцы свято хранят легенду о том, что самый первый костел в деревне был построен на пожертвования великой княгини Литовской, королевы Польской Боны Сфорцы еще в 1531 году. Изначально это был деревянный костел. Именно Бона, которая купила эти земли у князей Сапегов, подняла старый поселок Лунно до ранга местечка, поставила здесь своего управляющего, — повествует ксендз Люциян.

Костел Святой Анны в Лунно гордость не только жителей деревни, но и Беларуси: храм охраняется государством как историко-архитектурная ценность. Сегодня ему требуется небольшой ремонт.  Первоочередное, что хотелось подправить, — это деревянные колонны, на которых, по сути, держится крыша костела.

— Только представьте, сколько им лет, — показывает Люциян на колонны радиусом почти 40 сантиметров каждая. — Они, как и все натуральное дерево, дали трещины, а мы хотим хотя бы остановить этот процесс, законсервировать.

В этом году ксендзу и прихожанам удалось лишь положить тротуарную плитку около храма. Денег накопили, разрешение из Министерства культуры взяли — и в августе закончили работы. Даст Бог, в следующем году и до реконструкции деревянных колонн дойдут руки.

В костеле Святой Анны есть редчайшие реликвии. Например, ложа Элизы Ожешко. Знаменитая польская писательница часто наведывалась в Лунно — в имение своих дальних родственников Миневичей. На лето она приезжала сюда как на дачу. Лунненские старожилы в свое время вспоминали о писательнице, мол, была она очень пытливой женщиной. Здесь, в близлежащей деревне Богатыревичи, она «раскопала» удивительную легенду о Яне и Цецилии. Эта влюбленная пара поселилась в красивом месте на берегу Немана и стала основательницей рода Богатыревичей. Интересную историю любви Ожешко изложила в своем романе «Над Неманом». А прототипом героя произведения Анджея Корчинского писательница сделала жителя Богатыревичей Яна Коменского. (Его за участие в январском восстании 1863 года сослали на 20 лет в Оренбургскую губернию.) В романе «Над Неманом» Ожешко упоминает и об уникальной иконе Матери Божией, что в лунненском костеле. Загадка раритета до сих пор не раскрыта: на стародавней иконе сосредоточено множество символов, а состоит она из трех «рубашечек».

Предметом гордости и заботы жителей Мостовского района, к слову, стали еще 22 объекта. Все они внесены в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Ученики в Гудевичах получали письма от классиков

Соседние с Лунно Гудевичи получили свое «говорящее» имя из-за того, что когда-то деревня находилась вблизи шумной дороги на Гродно и Белосток. Место было настолько оживленным, что называли его «гудящим». Так и родились Гудевичи. Архитектурная ценность села — церковь Рождества Богородицы, построенная в 1877 году. Но не одна она входит в экскурсионные программы. В Гудевичах по инициативе местных жителей создан большой Литературно-краеведческий музей. Еще в 1968 году им на общественных началах занялся сельский учитель Алесей Белокоз, а сегодня музей имеет статус государственного учреждения культуры. Это целый музейный комплекс, где сельчане хранят информацию и экспонаты об истории родной деревни, народной медицине и т д.

Нынче музей обновляется. В марте прошлого года гудевичский объект включили в Программу трансграничного сотрудничества Польша—Беларусь—Украина. Цель ее — объединить подобные музеи в своеобразный туристический кластер, сформировать условия, привлекательные для посетителей.

— Сейчас у нас идет ремонт, — говорит директор музея Екатерина Басинская. — Стоимость работ — 150 тысяч евро, они почти завершены — осталось обновить экспозицию и оформить рекреационную зону. Как именно модернизируется экспозиция, говорить пока рано. Но это будет что-то интерактивное. Как в музеях всего мира.

К раритетным экспонатам здесь можно отнести письма именитых белорусских классиков ученикам Гудевичской школы. Чтобы завязать переписку со знаменитостями, ученики высылали какой-нибудь сувенир для писателя, например, тканый галстук, который дети делали сами. Литераторы охотно отвечали взаимностью, вступали в переписку. Музей получал письма от Василя Быкова, Янки Брыля, Пимена Панченко,  Владимира Короткевича…

— Пробуем включать наши экспозиции в программы для туристов, которые предлагают турфирмы, — делится Екатерина Басинская. — Инфраструктура Гудевичей — это центральная деревня одноименного агрогородка. Возможность для приема туристов есть. В кафе можно перекусить, а у нас — получить увлекательную информацию.

«Фишкой» музея станет зал практического ткачества. Там установят большие и маленькие кросны. Можно будет получить мастер-класс. Кстати, в Гудевичах сохранили так называемое подвоенное ткачество. Эта особая технология как образец нематериальной культуры с категорией ценности «А» внесена в Государственный список историко-культурных ценностей страны. В фондах сохранился даже экспонат в технике подвоенного ткачества 1932 года — настоящий раритет.

Вера Белокоз уже народный мастер

А кто в Гудевичах может научить сегодня подвоенной технологии ткачества. Мастерица Вера Белокоз, сельская учительница, унаследовала это великолепное ремесло от матери. С 1970 года Вера Игнатьевна учит гудевичских детей ткать на небольших ручных кроснах. А все начиналось с небольших поясочков-закладочек.

— Мастер-класс кому хочешь могу преподать. Но на большом ткацком станке это непросто, за одно занятие ничего не запомните, — говорит Вера Игнатьевна. И демонстрирует технологию подвоенного ткачества.

— Сюда приезжают иностранцы. Хотят купить изделия? — интересуюсь.

— Когда видят такой станок и понимают, что что-то на нем получается, удивляются. Пока не покупают… У нас раньше такие вот «посцілкі» на стены вешали, в «куфар» в качестве приданого складывали. Интересуются иностранцы изделиями из льна.

Редкому ремеслу Вера Игнатьевна научила свою дочь Марину Каминскую, внуков, многих сельских детей… Благодарные ученики, кстати, всегда навещают мастерицу.

Кружок по ткачеству работает почти с самого открытия музея. Раньше я его вела, а сейчас уже здоровье не то — преподают мои ученицы. В кружке — 25 детишек, в основном из младших классов. К сожалению, нынешние подростки и более старшие школьники неохотно занимаются ткачеством, все больше сидят у компьютера. Дети мало двигаются, разучились четко выражать свои мысли, — сетует Вера Игнатьевна.

Веру Игнатьевну в Гудевичах считают представителем сельской интеллигенции. Сельчане в этом году предложили даже выдвинуть мастерицу на получение почетного звания «Народный мастер». Кто знает, представится ли еще такая возможность?

Танцуют все

Кроме технологии подвоенного ткачества, Мостовский район уникален для культуры Беларуси и особым… танцевальным стилем. Сохранился он в агрогородке Озерки и называется «Котчынская кадрыля». Как и ремесло, которое сохранили в Гудевичах, «кадрылю» внесли в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси как образец нематериальной культуры.

Жители деревень традиционно проводят народные праздники, обряды. Например, очень колоритно отмечают «Гуканне вясны» в Глядовичском сельском клубе, праздник в день святого Антония в деревне Струбница и праздник святой Анны в деревне Пацевичи. Кстати, впервые в области именно в Мостовском районе провели фестиваль обрядов и ремесел «Скарбы Гродзеншчыны», площадкой для которого стал агрогородок Гудевичи.

Татьяна УСКОВА, «БН»

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter