Священник Максим Козлов: Жажда власти

Какова сущность стремления людей к власти? И как оценивает это стремление Творец нашего мира — Господь? Эти вопросы сегодня как никогда актуальны.

Желание первенства, господства пронизывает всю историю человечества. Ради обладания властью отдельные люди готовы пойти на многое, в том числе и на страшные преступления. По-видимому, жажда власти глубоко укоренена в искаженной человеческой природе. Не случайно немецкий философ XIX века Фридрих Ницше, которого особенно ценили нацистские идеологи, считал, что в основе всех поступков людей лежит воля к власти. Стремление быть лидером, руководить, подчинять своей воле других людей неразрывно связано с таким пороком, как гордыня.

Господь Иисус Христос подчеркивает, что среди Его последователей стремление к господству над братьями по вере недопустимо: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом. Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 25—28). Объясняя эти слова Спасителя, великий отец Церкви святитель Иоанн Златоуст замечает: «Этими словами Он показывает, что желать первенства свойственно только язычникам. Действительно, страсть эта слишком сильна: она постоянно удручает и великих людей, потому требует и сильнейшей защиты. Потому-то и Христос поражает ее в самой глубине сердечной, стыдя надмевающийся дух сравнением с язычниками».

Очевидно, что отношения между христианами не должны строиться по модели «власть — подчинение». Это отнюдь не означает, что в Церкви должна быть анархия, безвластие. Ведь анархия — не «мать порядка», а хаос, беспредел, разброд и шатание. Церковное устройство глубоко иерархично, но иерархия — это не чиновничий корпус, не бюрократический аппарат. Чем выше иерархическое положение человека в Церкви, тем больше он должен осознавать свою ответственность как перед Богом, так и перед людьми. Высокая должность требует от него жертвенного служения ближним, а не ожидания наград, почестей и поклонения. Знаменитый русский святой святитель Тихон Задонский подчеркивает: «Всякая власть для христианина — не покой и честь, но большой крест, большими и многими трудами, заботами и постоянным терпением обремененный, чего никто не пожелает. Ибо надо всякому прежде сделать себя достойным чести и Божьего призвания ожидать, которым совершается избрание высших властей». С другой стороны, святыми Православной церкви особо воспевается добродетель послушания, которая нужна для эффективной организации церковной жизни со стороны рядовых священнослужителей и верующих.

Продолжая размышлять над вышеприведенными словами Спасителя, святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Христос как бы сказал: Я не остановился на том только, чтобы послужить, но и душу Свою отдал в искупление; и за кого же? за врагов. Ты, если смиряешься, смиряешься для себя самого, а Я смиряюсь для тебя. Итак, не опасайся потерять честь свою через это. Сколько бы ты ни смирялся, никогда не можешь смириться столько, сколько смирился Владыка твой… Для чего ты, говорит Он, желаешь первенства? Для того ли, чтобы быть выше других? Избери же последнюю степень, и тогда получишь первенство; если желаешь быть великим, не ищи величия, и тогда будешь велик. Унижение то и составляет величие».

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что власть — тяжелый крест для обладающего ею человека. Постоянное чувство ответственности перед Богом и людьми должно сопровождать человека, наделенного властными полномочиями. Истинное первенство для христианина открывается в смиренном служении другим на самых незначительных позициях.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter