Свою первую песню Высоцкий спел в фильме Турова

Классику белорусского кино 25 октября исполнилось бы 80 лет. Корреспондент «СВ» поговорила с друзьями и коллегами о легендарном режиссере и сценаристе
Классику белорусского кино 25 октября исполнилось бы 80 лет. Корреспондент «СВ» поговорила с друзьями и коллегами о легендарном режиссере и сценаристе.


Режиссер (на фото справа) – дитя войны. Эта тема стала главной в его творчестве. Фото: БелТА

Николай БУРЛЯЕВ, народный артист России:

– Туров был ярким талантом, лидером белорусского кино. И при этом хорошим организатором, который крепко держал в руках киностудию «Беларусьфильм».

Познакомились мы с ним в конце 1980-х. Предложил сняться в роли жокея Филиппа в картине «Высокая кровь». Сцену конного заезда снимали в Польше. Туров зашел ко мне в гримерку: «Мы подобрали тебе лучшую лошадь – чудом выпросили на пару часов». И действительно: мой Фаворит был настолько хорош, что тут же рванул со старта и пришел к финишу первым. Но почему-то именно этот кадр Туров вырезал.

Кстати, фестиваль «Золотой Витязь» в начале 1990-х был придуман на кухне белорусского режиссера. Как-то с Владимиром Гостюхиным пили у Турова чай (и не только) и решили его создать. На втором кинофоруме присудили Виктору Тимофеевичу высшую награду – золотую медаль за выдающийся вклад в кинематограф.

Человек он был очень эмоциональный, иногда резкий, но при этом скромный. И как же весело было с ним отдыхать!

Борис НЕВЗОРОВ, народный артист России:

– Беларусь – многострадальная земля, люди, живущие там, как никто знают что такое война. Режиссер умел это изображать в искусстве. Снимался в его фильме «Люди на болоте». За основу взяли роман Ивана Мележа – о становлении советской власти в белорусской деревушке, о вечных страстях человеческих. О том, что когда наступает час икс, из людей почему-то начинает вылезать самое низменное.

С этим фильмом мы взяли Гран-при на фестивале в Таллине. Радостную новость нам заранее по секрету сообщил один из членов жюри, кинорежиссер Вадим Абдрашитов. Причем с такой формулировкой: «Я теперь знаю, как надо кино снимать!»

Туров был учеником Довженко и смысл искал во всем, не только в словах. После «Людей на болоте» я участвовал почти в каждой его картине. Он называл меня своим талисманом.

Елена БОРЗОВА, заслуженная артистка России:

– Прошло двадцать лет, как его нет с нами. Но я и сейчас помню его интонацию, манеру общения. Это человек, который «видел небо и космос» – у него бывали настоящие озарения.

Совершенно ложно обвиняли Турова в том, что «Людей на болоте» он снял из конъюнктурных соображений. Если бы так, фильм не был бы пронизан болью и сопричастностью к судьбе белорусского народа. Не было бы любования природой и глубоких размышлений о смысле жизни.

Круг общения был широчайший, но он никому себя не навязывал. Был одним из самых близких друзей Высоцкого, который снялся у него в фильме «Я родом из детства» и впервые спел свою песню.

«Шляхтич Завальня» – белорусский эпос с красиво снятыми обрядами. Фильм полон символов. Например, в моей героине Белой Сороке раскрываются три ипостаси женщины: искусительницы, носительницы зла и вестницы, прилетающей из небытия, чтобы предупредить мужа о грядущих несчастьях.

Картину «Черный аист», считаю, режиссер снял про себя. Главного героя сыграл Борис Невзоров. Актеры раскрывались в его картинах необычайно. Вспомните, какую знатную знахарку-ведунью сыграла в «Людях на болоте» Стефания Станюта! Актриса сама жила в гармонии с природой. Помню, шутила: «Леночка, я такая старая, что помню, как по Красной площади трамваи ходили».

ДОСЬЕ «СВ»

Виктор Туров родился 25 октября 1936 года в Могилеве. Окончил ВГИК, мастерскую Александра Довженко и Михаила Чиаурели. С 1959 года работал на «Беларусьфильме». Автор ряда документальных фильмов и сюжетов в киножурнале «Советская Беларусь». Вел режиссерскую мастерскую в Белорусской академии искусств.

В 1976–1981 годах был первым секретарем Союза кинематографистов Белорусской ССР.

В фильмографии режиссера – двадцать картин. Среди них: «Через кладбище» (по рейтингу ЮНЕСКО вошел в сотню лучших фильмов мира), «Я родом из детства», «Черный аист», «Точка отсчета», «Красный цвет папоротника», «Высокая кровь».

Нина КАТАЕВА

Он жив, пока о нем помнят


Проспект Независимости, 145. По этому адресу в обычной девятиэтажке Виктор Туров прожил 21 год. На ее стене и установили памятную доску.


Фото: Виталий ПИВОВАРЧИК

– Мне приятно осознавать, что мы, белорусы, помним свои корни. Человек жив, пока о нем помнят, – сказала его дочь, тоже режиссер Елена Турова.

Народу на открытие пришло много – не помешал ни сильный ветер, ни холодный осенний дождь. Были известные люди, в том числе народный артист Беларуси Александр Ефремов, народный артист России Николай Бурляев.

– После непогоды всегда наступает просветление. Такое же чувство испытываю, когда смотрю туровские фильмы, – сказал министр культуры Беларуси Борис Светлов.

Кристина ХИЛЬКО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter