Еще раньше, когда почтовые бандероли добирались до адресата, живущего за сотни километров, неделями, народ придумал способ, как ускорить процесс. Шли на вокзал, прихватив с собой свои торбочки и авоськи, ставили все это дело в багажник подходящего рейсового автобуса, давали водителю «на лапу» и с преспокойным сердцем возвращались домой. Посылка тем временем уже мчалась в нужном направлении. Но и сейчас, когда посылку почта может доставить в течение полусуток, многие предпочитают действовать по старинке. Не отправишь ведь родственникам ведро помидоров или отбивные почтой! К тому же мороки меньше, никакого тебе заполнения документов, да и достаточно дешево. То, что такая «экспресс–почта» нелегальна, знают и сами отправители, и те, кто сидит за баранкой. Но сотрудники транспортной инспекции во время периодических проверок то и дело достают из багажников сумки с едой, бытовую технику, а порой и стройматериалы, запчасти. Что еще перевозят водители–«почтальоны» и нужно ли узаконить их услуги — мы решили узнать, заглянув на центральный автовокзал Минска.
Экипаж на посылках
С начальником управления контроля филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области Алексеем Саковичем встретились на платформе прибытия рейсовых автобусов. Пока неподалеку пассажиры только что «причалившего» из Кельна двухэтажного автобуса разбирают багаж, Алексей Григорьевич посвящает меня в тонкости законодательства:
— По правилам перевозки пассажиров, водитель обязан не допускать нахождения в транспортном средстве вещей, которые не принадлежат членам экипажа или пассажирам. Если нарушил закон — выписывается предупреждение или штраф до 4 базовых. Но водители все равно перевозят небольшие посылки, и уследить за ними очень сложно: у каждого автобуса ведь не поставишь по сотруднику транспортной инспекции. Ну ладно, небольшие бандероли! Недавно наши коллеги из Витебска провели рейд и в багажниках нашли даже покрышки и запчасти с авторынка. А если горючие жидкости начнут перевозить, ацетон, например? За 10 лет моей практики, правда, не было случаев, чтобы в салоне что–то воспламенилось из числа таких вот посылок. Но, как говорится, до первого инцидента...
Тем временем рядом паркуется автобус из Нарочи. Среди встречающих на платформе — только молоденькая девчушка, которая с интересом заглядывает в салон. Когда весь багаж роздан, водитель протягивает ей небольшой сверток.
— Посылку передаете? — интересуюсь у перевозчика.
Мужичок улыбается в ответ:
— А как не передать ребенку кусок сала? Родители кабана закололи, надо ж студентке свеженинки подбросить!
Водитель Вячеслав Леонтьевич рассказывает, что за рулем уже больше сорока лет и все это время люди что–нибудь по мелочи да передают. Говорит, у тех, кому не доверяет, посылки не берет: мало ли что внутри!
А вот на подъезде и следующий автобус — из Гродно. Как только водитель открывает багажник, к нему устремляются пятеро: двое из них забирают что–то в пакетах, один уходит с конвертом... Часть денег за услугу водитель получил, видимо, еще во время отправления автобуса. Несколько купюр отдали прямо на месте. Расценок никто не устанавливает, но такса приблизительно такая: 15 — 20 тысяч за бандероль. При удачном раскладе за рейс водитель (как автобуса, так и маршрутки) может заработать более 100 тысяч рублей. Кстати, за посылку он не отвечает: если вместо гитары привезет щепки в пакетике — и спросить будет не с кого.
Запретить нельзя разрешить
Сами транспортники соглашаются: вроде бы ничего плохого в перевозке небольших пакетов нет. Но если проход между сиденьями чуть ли не до потолка забит крупногабаритными чужими вещами — это даже опасно. Как будут в случае чего выбираться из салона пассажиры? Еще один минус: водитель развозит посылки по городу. Длительность рейса увеличивается. Пусть на 10 минут, но и они порой важны.
Но раз такие услуги пользуются популярностью, почему бы их не легализовать? Пусть бы перевозили по оплаченному талону, в специальном багажном отсеке. Отправителям — приятно, транспортникам — лишняя копейка. Ведь одно время, как рассказали специалисты Минского вагонного участка, официально через начальника поезда можно было передавать даже документы. И схема работала! Моя идея Юрия Каравайкина, начальника управления автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена Министерства транспорта и коммуникаций, заинтересовала:
— Только быстро этот вопрос решить невозможно. Чтобы официально перевозить такие грузы, нужно прописать это в правилах перевозок. Я понимаю, что людям выгодно передавать вещи с автобусами, маршрутками. В Прибалтике это давно можно делать вполне официально. Но если мы последуем их примеру, то нужно будет налаживать контроль за тем, что и как перевозится. Думаю, вопрос стоит вынести на обсуждение: проблема есть и ее имеет смысл обдумать.
Кто знает, может, скоро в прейскуранте наших предприятий–перевозчиков и появится такая услуга. Платишь за доставку в зависимости от веса — и посылка отправляется в путь абсолютно законно. А вам гарантируют, что водитель будет обращаться с ней чуть ли не как с хрустальной вазой. Думаю, такой цивилизованный сервис устроил бы всех.