Своё и чужое

Еще раньше, когда почтовые бандероли добирались до адресата, живущего за сотни километров, неделями, народ придумал способ, как ускорить процесс...

Еще раньше, когда почтовые бандероли добирались до адресата, живущего за сотни километров, неделями, народ придумал способ, как ускорить процесс. Шли на вокзал, прихватив с собой свои торбочки и авоськи, ставили все это дело в багажник подходящего рейсового автобуса, давали водителю «на лапу» и с преспокойным сердцем возвращались домой. Посылка тем временем уже мчалась в нужном направлении. Но и сейчас, когда посылку почта может доставить в течение полусуток, многие предпочитают действовать по старинке. Не отправишь ведь родственникам ведро помидоров или отбивные почтой! К тому же мороки меньше, никакого тебе заполнения документов, да и достаточно дешево. То, что такая «экспресс–почта» нелегальна, знают и сами отправители, и те, кто сидит за баранкой. Но сотрудники транспортной инспекции во время периодических проверок то и дело достают из багажников сумки с едой, бытовую технику, а порой и стройматериалы, запчасти. Что еще перевозят водители–«почтальоны» и нужно ли узаконить их услуги — мы решили узнать, заглянув на центральный автовокзал Минска.


Экипаж на посылках


С начальником управления контроля филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области Алексеем Саковичем встретились на платформе прибытия рейсовых автобусов. Пока неподалеку пассажиры только что «причалившего» из Кельна двухэтажного автобуса разбирают багаж, Алексей Григорьевич посвящает меня в тонкости законодательства:


— По правилам перевозки пассажиров, водитель обязан не допускать нахождения в транспортном средстве вещей, которые не принадлежат членам экипажа или пассажирам. Если нарушил закон — выписывается предупреждение или штраф до 4 базовых. Но водители все равно перевозят небольшие посылки, и уследить за ними очень сложно: у каждого автобуса ведь не поставишь по сотруднику транспортной инспекции. Ну ладно, небольшие бандероли! Недавно наши коллеги из Витебска провели рейд и в багажниках нашли даже покрышки и запчасти с авторынка. А если горючие жидкости начнут перевозить, ацетон, например? За 10 лет моей практики, правда, не было случаев, чтобы в салоне что–то воспламенилось из числа таких вот посылок. Но, как говорится, до первого инцидента...


Тем временем рядом паркуется автобус из Нарочи. Среди встречающих на платформе — только молоденькая девчушка, которая с интересом заглядывает в салон. Когда весь багаж роздан, водитель протягивает ей небольшой сверток.


— Посылку передаете? — интересуюсь у перевозчика.


Мужичок улыбается в ответ:


— А как не передать ребенку кусок сала? Родители кабана закололи, надо ж студентке свеженинки подбросить!


Водитель Вячеслав Леонтьевич рассказывает, что за рулем уже больше сорока лет и все это время люди что–нибудь по мелочи да передают. Говорит, у тех, кому не доверяет, посылки не берет: мало ли что внутри!


А вот на подъезде и следующий автобус — из Гродно. Как только водитель открывает багажник, к нему устремляются пятеро: двое из них забирают что–то в пакетах, один уходит с конвертом... Часть денег за услугу водитель получил, видимо, еще во время отправления автобуса. Несколько купюр отдали прямо на месте. Расценок никто не устанавливает, но такса приблизительно такая: 15 — 20 тысяч за бандероль. При удачном раскладе за рейс водитель (как автобуса, так и маршрутки) может заработать более 100 тысяч рублей. Кстати, за посылку он не отвечает: если вместо гитары привезет щепки в пакетике — и спросить будет не с кого.


Запретить нельзя разрешить


Сами транспортники соглашаются: вроде бы ничего плохого в перевозке небольших пакетов нет. Но если проход между сиденьями чуть ли не до потолка забит крупногабаритными чужими вещами — это даже опасно. Как будут в случае чего выбираться из салона пассажиры? Еще один минус: водитель развозит посылки по городу. Длительность рейса увеличивается. Пусть на 10 минут, но и они порой важны.


Но раз такие услуги пользуются популярностью, почему бы их не легализовать? Пусть бы перевозили по оплаченному талону, в специальном багажном отсеке. Отправителям — приятно, транспортникам — лишняя копейка. Ведь одно время, как рассказали специалисты Минского вагонного участка, официально через начальника поезда можно было передавать даже документы. И схема работала! Моя идея Юрия Каравайкина, начальника управления автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена Министерства транспорта и коммуникаций, заинтересовала:


— Только быстро этот вопрос решить невозможно. Чтобы официально перевозить такие грузы, нужно прописать это в правилах перевозок. Я понимаю, что людям выгодно передавать вещи с автобусами, маршрутками. В Прибалтике это давно можно делать вполне официально. Но если мы последуем их примеру, то нужно будет налаживать контроль за тем, что и как перевозится. Думаю, вопрос стоит вынести на обсуждение: проблема есть и ее имеет смысл обдумать.


Кто знает, может, скоро в прейскуранте наших предприятий–перевозчиков и появится такая услуга. Платишь за доставку в зависимости от веса — и посылка отправляется в путь абсолютно законно. А вам гарантируют, что водитель будет обращаться с ней чуть ли не как с хрустальной вазой. Думаю, такой цивилизованный сервис устроил бы всех.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter