Своя строчка в историю

В ПЕРВУЮ среду октября Анатолию Тимофеевичу ИВАЩЕНКО коллеги по работе, друзья, представители организаций, в которых он работал, звонили чаще обычного, чтобы поздравить его с 85-летием. А некоторые приезжали домой. Как водится в таких случаях, после теплых слов, дружеских объятий и рукопожатий были воспоминания о трудовых буднях, роли МТС, РТС, райсельхозтехники и теперь уже «Белагросервиса» в становлении и развитии сельхозпредприятий и их обслуживании.

В летопись РО «Белагросервис» ее вписал и Анатолий Иващенко.

В ПЕРВУЮ среду октября Анатолию Тимофеевичу ИВАЩЕНКО коллеги по работе, друзья, представители организаций, в которых он работал, звонили чаще обычного, чтобы поздравить его с 85-летием. А некоторые приезжали домой. Как водится в таких случаях, после теплых слов, дружеских объятий и рукопожатий были воспоминания о трудовых буднях, роли МТС, РТС, райсельхозтехники и теперь уже «Белагросервиса» в становлении и развитии сельхозпредприятий и их обслуживании.

Несколько строк в историю этой системы, а Анатолий Тимофеевич образно назвал «Сельхозтехнику» третьей мировой системой после капитализма и социализма, вписал и он. Сначала в Старобинском, Заславском и Минском районах, а потом и во время работы заместителем председателя областной «Сельхозтехники».

После окончания политехнического института Иващенко остался работать в белорусской столице. Дела у молодого заместителя начальника цеха шли как будто бы неплохо. К тому времени, как заметил Анатолий Тимофеевич, он уже остепенился — был женат, родился сын, вполне устраивала работа. Что, казалось бы, еще надо? Но сентябрьский 1953 года пленум ЦК КПСС, о котором он с благодарностью вспоминает по сей день, внес в его планы серьезнейшие коррективы. После него сельское хозяйство получило значительное пополнение специалистов, которым предстояло механизировать в отрасли многие производственные процессы. Поэтому когда Иващенко вызвали в обком партии, то он уже догадывался, о чем пойдет речь. И как оказалось, не ошибся — на раздумья дали день-два, чтобы морально подготовиться к переезду на новое место работы. Жена Лидия Алексеевна не возражала, знала: коль партия решила, значит, тому и быть. Поэтому на предложение мужа ответила коротко, но довольно убедительно: «Поеду с тобой, как поступили жены декабристов».

Эти слова глубоко запали в душу Иващенко. Он вспоминает их по сей день и благодарен своей супруге, которая, к сожалению, уже ушла из жизни. Она не испугалась трудностей, неизвестности, сменив все преимущества столичной жизни на районные. Единственным утешением было лишь то, что Иващенко хотя бы дали возможность выбора места работы.

В Старобинском районе, куда направили главным инженером МТС, им поначалу выделили комнату. Конечно, условия работы и жизни не сравнить со столичными, но это было не главным. В первую очередь приходилось думать, как поется в песне, о Родине, а уж потом о себе.

Задержался здесь на три года. Отличался организаторскими способностями, инициативностью, как главный инженер, во многом способствовал укреплению материально-технической базы, на что сразу же обратили внимание в верхах. Поэтому вскоре предложили новую должность — возглавить Заславскую МТС, что под Минском. Не отказался, тем более что это считалось серьезным повышением. Но очередная реорганизация в сельском хозяйстве, когда МТС стали переименовывать в РТС — ремонтно-технические станции, — забросила его в Столбцовский район.

— Трудностей было немало, — вспоминает Анатолий Тимофеевич. — И производственных, и бытовых. Километров за восемь, например, приходилось ходить учительнице-жене на работу, что создавало немало неудобств. Как члена бюро райкома партии по полной программе общественными делами нагружала и партия. Иногда доводилось сочетать их и с депутатскими. Но на трудности никто не жаловался: не принято было.

Как-то в обкоме партии при обсуждении производственных вопросов зашел разговор о семье, родителях Иващенко. Подробно рассказал о них, что отец больной, нуждается в помощи, что свой трудовой путь начинал в Минске, что по рекомендации партии оказался в системе обслуживания сельского хозяйства. Этот казалось бы ни к чему не обязывающий разговор потом, видимо, послужил основанием для перевода Иващенко в Сеницу на должность управляющего Минской райсельхозтехникой. Потом была областная — заместитель председателя по техническому обслуживанию. Так что, можно сказать, прошел многие ступеньки той самой третьей мировой системы.

Иващенко не скрывал: иногда было очень сложно. Ведь он по специальности инженер-механик. Автомашины знал, как их ремонтировать — тоже, а организацию работы в сельском хозяйстве пришлось осваивать и совершенствовать не один год.

Праздничный костюм с наградами он надевает нечасто. На нем не только медали ветерана Великой Отечественной войны, но и за послевоенные трудовые заслуги — орден Трудового Красного Знамени, который получил в Минской райсельхозтехнике, медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» и некоторые другие. Высокой союзной наградой — юбилейным почетным знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров и ВЦСПС — была отмечена тогда и райсельхозтехника. Такие знаки имеют немногие коллективы Беларуси, не говоря уже о предприятиях, обслуживающих сельское хозяйство. Так что в этом есть заслуга и Анатолия Иващенко. Тогда предприятие оказывало хозяйствам различные услуги, ремонтировало тракторы, автомашины, комбайны, занималось производством многих видов оборудования, обслуживанием ферм.

— Это он внедрял в области систему технического обслуживания, — вспоминает главный инженер управления правовой и организационно-кадровой работы РО «Белагросервис» Николай Трасюк. — Строились станции техобслуживания, без услуг «Сельхозтехники» хозяйства не могли обходиться.

Одной из новинок райсельхозтехники было производство мобильных передвижных кормушек для крупного рогатого скота. Когда секретарь Минского райкома Булавский увидел их в работе, предложил оформить как изобретение. Но оно не прошло, через некоторое время сообщили, что подобная установка уже действует в одной из европейских стран. Поэтому пришлось довольствоваться рацпредложением.

Здесь одни из первых в республике применили стеблеподъемники на зерноуборочных комбайнах. Значение их вскоре оценили по достоинству — в колхозе имени Гастелло с участием высшего руководства страны провели республиканский семинар. Показали новинку в работе, после чего ее начали применять по всей республике.

Подобных примеров Анатолий Тимофеевич может привести немало. Его по праву можно назвать одним из немногих представителей золотого фонда системы обслуживания сельхозпредприятий, которые ее создавали, укрепляли, совершенствовали, благодаря которым успешно решали поставленные перед ними задачи.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter