Своя среди чужих

На прошедшем 7 декабря заседании совета Россия — НАТО вновь поднимался вопрос о размещении элементов ПРО США в Европе...
На прошедшем 7 декабря заседании совета Россия — НАТО вновь поднимался вопрос о размещении элементов ПРО США в Европе. Как и ожидалось, какие–либо существенные подвижки в позициях сторон не произошли, а подход Москвы, пожалуй, в последнее время стал еще более жестким. Возможна ли в складывающихся условиях «интернационализация» ПРО в Европе через сопряжение американской глобальной противоракетной системы с натовскими наработками, а также с российскими ресурсами?

Общая концепция ПРО США предусматривает создание глубоко эшелонированной системы, рассчитанной на применение неядерных средств перехвата баллистических ракет любых типов на всех участках траектории полета — начальном, среднем и конечном. Согласно плану агентства ПРО США, к концу этого года будут развернуты 24 противоракеты (ПР) шахтного базирования (21 — в Форт–Грили на Аляске и 3 — на авиабазе Ванденберг в Калифорнии), 21 корабельная ПР «Стандарт–3» на крейсерах и эсминцах ВМС. Кроме того, в войсках будет находиться 546 ПР «Пэтриот» ПАК–3, используемых в составе одноименного зенитного ракетного комплекса.

Соединенные Штаты ведут переговоры о конкретных условиях размещения элементов ПРО в Европе на двусторонней основе с Польшей и Чехией вне рамок НАТО. Североатлантический альянс, как заявляется, не будет вовлечен в этот переговорный процесс и в будущем. Логика США понятна: проще договориться с двумя странами, чем выносить этот деликатный вопрос, по которому в европейских столицах есть самые разные точки зрения, на обсуждение в НАТО. Тем более что громоздкий бюрократический механизм альянса, неповоротливость натовских комитетов давно вызывают раздражение у американцев. Тем не менее заинтересованность в том, чтобы так или иначе пристегнуть европейских союзников по НАТО к своим европейским планам в области ПРО в Вашингтоне, несомненно, имеется.

Заместитель государственного секретаря США по делам Европы и Евразии Д.Фрид отметил, что НАТО вполне может сыграть свою роль в вопросах ПРО. Эта организация, по мнению Фрида, могла бы поддержать и интегрировать усилия по созданию национальных средств стран — членов НАТО в области защиты от ракет средней и меньшей дальности, а элементы системы стратегической ПРО, которые США планируют развернуть в Европе, будут совместимы и интегрированы с натовскими.

Вместе с тем примечательно, что Д.Фрид провел мысль о том, что 10 противоракет в Польше якобы вообще не нужны для защиты континентальной территории США — Соединенные Штаты вполне могут обойтись и без них. Важно, однако, что эти противоракеты будут служить целям «обороны Европы» и, таким образом, по аргументации Фрида, не возникнет «расстыковка» в трансатлантическом контексте. Этот несколько неуклюжий термин означает возникновение такой ситуации, когда США будут находиться в «относительной безопасности», а их европейские союзники по НАТО — в положении «абсолютной небезопасности». Не столь часто тиражируемый аргумент о «расстыковке», с нашей точки зрения, заслуживает внимания, он укладывается в американскую логику, предполагающую как бы символическое значение третьего позиционного района ПРО в Европе и фиксирование позиции в том, что никакого увеличения количества противоракет не будет — США, дескать, это не нужно.

Справедливости ради надо заметить, что в НАТО не наблюдается большого энтузиазма в связи с перспективой размещения элементов ПРО США в Польше и Чехии. Во многих европейских странах с озабоченностью воспринимают характер реагирования России на эту американскую затею, опасаются нарастания конфронтации, которая никому не нужна.

Стремясь как–то ослабить обеспокоенность Москвы (да и некоторых своих европейских союзников) относительно ПРО, США создают видимость своей готовности подключить Россию к разработке и осуществлению проекта европейской ПРО. На практике, однако, их устремления сводятся лишь к дополнению своей собственной системы кое–какими элементами системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) Российской Федерации (РЛС в Габале и Армавире), то есть получении более достоверной информации о ракетных пусках. На это, разумеется, Россия пойти никак не может, что, собственно, на днях еще раз подтвердил начальник Генерального штаба ВС РФ Ю.Балуевский. По его утверждению, Соединенные Штаты предлагают России стать не более чем бесплатным дополнением к развертываемому третьему позиционному району ПРО США.

По нашему мнению, истинная позиция Соединенных Штатов в вопросе об «интернационализации» ПРО не вызывает сомнений: вывод системы ПРО из–под единоличного контроля США и придание ей международного характера с участием НАТО или России абсолютно неприемлемы для Вашингтона, поскольку его подлинная стратегическая цель — развертывание исключительно национальной системы ПРО.

Анатолий РОЗАНОВ, профессор.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter