В Брюсселе прошел саммит по принятию антикризисных мер, которые должны помочь Европе справиться с последствиями пандемии

Своя рубашка ближе к телу

В Брюсселе четыре дня продолжался саммит, посвященный принятию антикризисных мер, которые должны помочь Европе справиться с последствиями пандемии COVID-19. Общий объем финансовой помощи, рассчитанной на период 2021–2027 гг., может составить 2,4 трлн евро. Естественно, что судьба столь внушительной суммы не могла не вызвать серьезных разногласий. В результате саммит продлился на один день дольше запланированного и завершился ничем. Дания, Нидерланды, Швеция и Австрия выступили против предлагаемой бюджетной программы и потребовали сокращения объемов безвозмездной помощи для стран, наиболее пострадавших от последствий эпидемии.


Таким образом, ЕС в очередной раз столкнулся со своей основной проблемой — рыхлостью и неэффективностью институтов принятия решений. Европа все более напоминает союз лебедя, рака и щуки, каждый из которых тянет в свою сторону, не глядя на остальных. 

Причина этого достаточно очевидна. ЕС слишком надолго застрял в некоем промежуточном состоянии, которое по определению не может быть устойчивым. С одной стороны, он давно перерос состояние «просто» межгосударственного объединения. Страны Европы слишком тесно связаны друг с другом, слишком много вопросов и полномочий делегированы на наднациональный уровень. С другой стороны, ЕС продолжает функционировать именно как межгосударственное объединение, основанное на принципах формального равенства стран-участниц и лишенное сильных централизованных властных институтов. Более того, в Европе принято гордиться подобным устройством и видеть в нем идеальный баланс между идеей интеграции и сохранением национального суверенитета, хотя на самом деле эта система не просто несовершенна и неэффективна, но тормозит дальнейшую интеграцию, снижая ее привлекательность в глазах участников.

Страны ЕС слишком разнородны по своим параметрам — размерам территории, численности населения, уровню социально-экономического развития. Чтобы управлять этим конгломератом, требуется существенная централизация власти и передача значительной части полномочий на европейский уровень. Однако подобному развитию событий препятствуют сами европейские «ценности», не приемлющие централизацию и унификацию, поскольку они противоречат принципам равенства и многообразия.

Результатом становится прогрессирующая неспособность ЕС принимать значимые решения и осуществлять программы развития в общеевропейском масштабе. Как следствие, привлекательность ЕС снижается и нарастает евроскептицизм — все меньше европейцев видят смысл в громоздкой бюрократической надстройке, которая потребляет финансы и ресурсы, но не способна решать насущные проблемы.

На первый план вновь выходит не европейская солидарность, а национальный эгоизм, когда каждая страна играет за себя и пытается решать свои проблемы самостоятельно. Пандемия коронавируса продемонстрировала эти негативные для европейской интеграции тенденции со всей наглядностью. В результате репутация ЕС, и без того давно не безупречная, оказалась подмоченной еще больше.

Принятие антикризисных мер по оказанию помощи пострадавшим должно было реабилитировать ЕС в глазах граждан, однако, похоже, эффект снова будет прямо противоположным. Национальный эгоизм опять берет верх, богатые страны отказывают бедным в помощи, а та помощь, которая все-таки будет оказана, вряд ли может считаться бескорыстной. Как отмечают многие наблюдатели, предлагаемые меры выгодны, в первую очередь, для богатых стран ЕС (в особенности Германии), которые получают возможность еще больше подчинить своим интересам экономики отстающих государств. Внутри ЕС продолжает укрепляться система неэквивалентного, неоколониального по своей сути обмена, когда отстающие страны выступают рынками сбыта для продукции своих более развитых соседей, в обмен поставляя на их рынки сырье и рабочую силу. Социально-экономическая поляризация ЕС, со своей стороны, будет стимулировать дальнейший рост недовольства и дестабилизировать всю европейскую систему.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter