Индивидуальные предприниматели, работающие на рынках, должны будут иметь отечественные аналоги той импортной продукции, которой они торгуют.
О планируемой новации сообщил заместитель премьер-министра Петр Прокопович. Тем самым в правительстве рассчитывают, с одной стороны, обеспечить выбор для потребителя, с другой — расширить внутренний рынок, сделав ставку на потребление собственных товаров.
Развитие внутреннего рынка Президент в своем Послании назвал стержневой идеей нашего экономического курса на ближайшие годы. Это не только нивелирует риски от перепадов “настроений” на внешних рынках, но и станет серьезным стимулом для экономики страны. Логика проста: покупая у своего производителя товар или получая услугу, мы платим ему деньги, которые потом к нам же и возвращаются в виде зарплат, пенсий, пособий. Чем больше товаров мы покупаем, тем больше их производится, а значит, тем богаче становится общество. Декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев приводит такие расчеты:
— При средней зарплате в шестьсот долларов совокупная зарплата населения в стране более двух миллиардов долларов. Добавьте к этому пенсии и пособия — получается минимум три миллиарда долларов. Это довольно серьезная емкость для товаров белорусских производителей. Но дело в том, что каждый третий заработанный или полученный в качестве пенсии рубль белорусы тратят на импорт. Это в несколько раз больше, чем в других странах.
Статистика и впрямь парадоксальная. За прошлый год страна импортировала потребительских товаров более чем на семь миллиардов долларов, из них только 15 процентов пошло на ту продукцию, которую сами не производим. В итоге замкнутый круг: доходы населения повышаются, но они тратятся на импортные товары и услуги вместо того, чтобы стимулировать развитие собственной экономики.
Впрочем, за внутренний рынок тоже надо бороться. Управляющий партнер международной аудиторской компании Павел Лащенко отметил, что при ограничении доли импорта в общем товарообороте важно, чтобы не пострадала конкуренция, чтобы не было никакой дискриминации по допуску зарубежных товаров. Это будет держать в тонусе белорусских производителей и заставлять их работать над повышением качества и снижением себестоимости продукции. Только при соблюдении этих условий мы получим ожидаемый эффект.
Кроме того, в развитии внутреннего рынка ставку надо делать не только на производство товаров, но и оказание услуг. Развитые государства уже перешли от индустриальной экономики к экономике знаний и услуг. Причем в ряде стран доля услуг в структуре ВВП занимает 80 и более процентов. По мнению Петра Прокоповича, в нашей стране предостаточно возможностей для развития туристических, бытовых, медицинских, строительных и прочих услуг. И бизнес должен быстрее реагировать на спрос населения.