Своя рубашка ближе к телу

Индивидуальные предприниматели, работающие на рынках, должны будут иметь отечественные аналоги той импортной продукции, которой они торгуют.

Индивидуальные предприниматели, работающие на рынках, должны будут иметь отечественные аналоги той импортной продукции, которой они торгуют.

О планируемой новации сообщил заместитель премьер-министра Петр Прокопович. Тем самым в правительстве рассчитывают, с одной стороны, обеспечить выбор для потребителя, с другой — расширить внутренний рынок, сделав ставку на потребление собственных товаров.

Развитие внутреннего рынка Президент в своем Послании назвал стержневой идеей нашего экономического курса на ближайшие годы. Это не только нивелирует риски от перепадов “настроений” на внешних рынках, но и станет серьезным стимулом для экономики страны. Логика проста: покупая у своего производителя товар или получая услугу, мы платим ему деньги, которые потом к нам же и возвращаются в виде зарплат, пенсий, пособий. Чем больше товаров мы покупаем, тем больше их производится, а значит, тем богаче становится общество. Декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев приводит такие расчеты:

— При средней зарплате в шестьсот долларов совокупная зарплата населения в стране более двух миллиардов долларов. Добавьте к этому пенсии и пособия — получается минимум три миллиарда долларов. Это довольно серьезная емкость для товаров белорусских производителей. Но дело в том, что каждый третий заработанный или полученный в качестве пенсии рубль белорусы тратят на импорт. Это в несколько раз больше, чем в других странах.

Статистика и впрямь парадоксальная. За прошлый год страна импортировала потребительских товаров более чем на семь миллиардов долларов, из них только 15 процентов пошло на ту продукцию, которую сами не производим. В итоге замкнутый круг: доходы населения повышаются, но они тратятся на импортные товары и услуги вместо того, чтобы стимулировать развитие собственной экономики.

Впрочем, за внутренний рынок тоже надо бороться. Управляющий партнер международной аудиторской компании Павел Лащенко отметил, что при ограничении доли импорта в общем товарообороте важно, чтобы не пострадала конкуренция, чтобы не было никакой дискриминации по допуску зарубежных товаров. Это будет держать в тонусе белорусских производителей и заставлять их работать над повышением качества и снижением себестоимости продукции. Только при соблюдении этих условий мы получим ожидаемый эффект.

Кроме того, в развитии внутреннего рынка ставку надо делать не только на производство товаров, но и оказание услуг. Развитые государства уже перешли от индустриальной экономики к экономике знаний и услуг. Причем в ряде стран доля услуг в структуре ВВП занимает 80 и более процентов. По мнению Петра Прокоповича, в нашей стране предостаточно возможностей для развития туристических, бытовых, медицинских, строительных и прочих услуг. И бизнес должен быстрее реагировать на спрос населения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter