Производить любой товар «с нуля» будет дорого и долго?

Своя рубашка ближе к телу

Для Беларуси импортозамещение всегда было актуальным, но не настолько, как, скажем, сегодня для Российской Федерации. После введения европейских санкций и последовавшего за ними симметричного ответа соседский рынок по некоторым позициям начал заметно оголяться. И те места на полках, которые недавно занимали иностранные товары, оперативно заполнить продукцией под маркой «Сделано в России» удалось далеко не везде. Хотя, стоит признать, за год у партнеров по ЕАЭС ситуация явно изменилась к лучшему. Даже по свинине, которой еще недавно в России производилось явно недостаточно для внутреннего рынка, положение выправилось: страна из импортера превратилась в уверенного экспортера. Примерно такие же подвижки скоро ожидаются в производстве мяса птицы и говядины. Беларусь, конечно, при этом свою выгоду теряет, но это, как говорится, совсем другая история…

Фото Павла ЧУЙКО

Зато нам самим закупать по импорту продовольствие давно нет нужды. Времена напичканных антибиотиками «ножек Буша» остались далеко в прошлом, и собственный рынок продуктами питания мы закрываем почти полностью. Даже помидоры зимой выращивать в теплицах научились. Завозные продукты питания на наших полках представлены, скорее, для разнообразия и для того, чтобы потребитель имел возможность выбирать. Статистика показывает, что около 83% продовольствия, которое потребляют белорусы, произведено в стране.

Не стоит забывать про так называемый критический импорт. Ну не растут в наших широтах ананасы и апельсины, не можем мы выращивать чай и кофе. Значит, такую продукцию будем вынуждены закупать всегда. Впрочем, это не означает, что ее нельзя дополнительно перерабатывать, создавая добавленную стоимость. К примеру, купить в Бразилии зеленые кофейные бобы, доставить их на родину, а уже в Беларуси обжарить, перемолоть и расфасовать по пачкам.

В нашей стране к категории критического импорта относят также морскую и океаническую мороженую рыбу, цитрусовые, бананы, рис, какао-бобы. Распространяется это правило и на непродовольственный сегмент. Число позиций, условно невозможных для импортозамещения на нем, кстати, достаточно широко: это бензиновые газонокосилки и бензопилы, бытовые моющие пылесосы, цифровые фотоаппараты и кинокамеры, элементы питания, мобильники, одежда из натуральной кожи и джинсовых тканей, многие виды инструментов, канцелярских и спортивных товаров. Говорят, даже начинать производить их нет смысла — на старте мы получим очень дорогой товар, который не сможет конкурировать с импортным.

Также есть у нас такие сегменты потребительского рынка, где объемы выпуска, ассортимент, потребительские характеристики представленных товаров не позволяют удовлетворить покупательский спрос исключительно за счет местной продукции. В их числе, например, обувь, одежда, телевизоры, обои, парфюмерия и косметика. Пусть мы и производим их, но все равно, чтобы насытить рынок, не хватает, поэтому закупаем на стороне.

Фото Артура ПРУПАСА

Подсказывать производителям, где стоит проявлять инициативу, не только можно, но и нужно. Не первый год Минторг, изучая ситуацию у нас на потребительском рынке, обнаруживает там такие позиции, которые было бы неплохо заместить. Предложения, по замечаниям ведомства, ежегодно вносятся для «проработки возможности создания новых производств потребительских товаров, повышения конкурентоспособности уже выпускаемой продукции». Всего за последние пять лет в стране был освоен выпуск более 300 новых позиций потребительских товаров. За прошлый год наши промышленники освоили производство 74 позиций импортозамещенных потребительских товаров, из которых 17 относятся к продовольственным, а 57 — к непродовольственным. В их числе гипоаллергенные детские сухие смеси, подгузники для детей, декоративная косметика, холодильники с системой No Frost, стиральные машины с увеличенной максимальной загрузкой белья до 7 килограммов и скоростью отжима 1400 оборотов в минуту, LCD-телевизоры со светодиодной подсветкой, мультиварки, СВЧ-печи и другие товары. Потребители могут продолжить этот список, вспомнив, например, противовирусные медпрепараты или стиральные порошки, отбеливатели.

К сожалению, перечень товаров для импортозамещения многие воспринимают как диктат чиновников, побуждающий к действию. Мол, товары из этого списка непременно нужно производить, и баста! Это совсем не так. Перечень стоит воспринимать лишь как информационную помощь предпринимателям. Как сведения, какие именно товары покупает население и в чем именно оно нуждается. Так, на 2016 год предложение насчитывает 380 позиций (из них 25 — это продовольственные товары).

«Но в данном случае речь не идет о тотальном импортозамещении и полном вытеснении иностранного товара. Безусловно, развитие новых производств должно быть прежде всего экономически эффективным и создаваемый в рамках импортозамещения товар ориентирован не только на внутренний рынок, но и на внешний», — обратили внимание на важный момент в Министерстве торговли.

Фото Александра РУЖЕЧКА

Несколько лет назад Беларусь часто критиковали за желание замещать все и вся на своих прилавках собственными товарами. Может, это и неправильно, ведь в некоторых направлениях пытаться «догнать и перегнать» мировых лидеров нет смысла. Всегда стоит помнить: производить любой товар «с нуля» будет дорого и долго. В итоге в Минэкономики недавно посоветовали: следует в вопросах импортозамещения наращивать свою специфику, развивая так называемый комплекс ключевых компетенций. Главный момент — спрос. Замещая импортируемый товар своим, важно ориентироваться не только на внутренний рынок. Надо иметь полную уверенность в том, что впоследствии он будет продаваться на экспорт. Иногда нужно рационально оценить, найдется ли на этот товар купец.

СПРАВКА

По данным Белстата, за январь — ноябрь 2015 года импорт потребительских товаров в страну снизился и составил 6,5 миллиарда долларов (82% к январю — ноябрю 2014-го). При этом поставки продовольственных товаров чуть-чуть выросли — на 0,7%, до 3,1 млрд, а непродовольственных серьезно снизились: на 30,1%, до 3,4 млрд долларов. Судя по статистике, заметно сократился импорт говядины и свинины, мяса птицы, рыбы, сыров, муки, крупы, колбас, шоколада, детских сухих молочных смесей, макаронных изделий, пива, табачных изделий. Мы стали меньше закупать за рубежом мыло, обои, ковры, верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные изделия, текстильную одежду, обувь, керамическую плитку и сантехкерамику. Заметно упал ввоз холодильников и морозильников, стиральных машин, телевизоров, велосипедов, мебели и других товаров.

КСТАТИ

В Минторге констатируют: по результатам мониторинга продаж отмечается, что стабильным покупательским спросом пользуются такие товары, как батончики мюсли, жевательные конфеты, мармелад жевательный со вкусом фруктов, мягкая карамель, карамель с мякотью кокоса, ассорти леденцовой карамели, вафельные батончики, маринованные грибы, быстрозамороженные ягоды, замороженные полуфабрикаты из теста, кемпинговая мебель, головные уборы и комплекты, настольные печатные игры, средства для маникюра и педикюра, декоративная косметика, средства, используемые до, во время и после бритья, духи и туалетные воды и другие товары.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter