На внутреннем рынке увеличилась доля продовольственных товаров отечественного производства

Своя продукция: на полках прибыло

Внутренний рынок всегда имеет особое значение для развития экономики. Поэтому, признавая полезность и необходимость международной торговли, все без исключения государства стараются защитить своих производителей. Эта тенденция усилилась в 2010-х годах: финансово-экономический кризис сначала спровоцировал парад протекционизма, временами перераставший в настоящие торговые войны. С началом пандемии значение внутреннего рынка еще больше усилилось по нескольким причинам. Во-первых, стимулирование внутреннего спроса стало одним из антикризисных инструментов: логично, если дополнительные деньги получат свои компании. Во-вторых, в условиях беспрецедентной неопределенности стало принципиально важным обеспечить население ключевыми товарами собственного производства. Стоит задача увеличить долю товаров отечественного производства и в Беларуси. Об этом мы поговорили с начальником организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Михаилом Жигало. 

Потребительский рынок республики более чем на 80 процентов обеспечивается за счет товаров отечественного производства.

В условиях пандемии

— Как отразилось на внутреннем рынке закрытие границ в связи с карантинными мерами из-за пандемии? Как последние повлияли на розничный рынок, долю отечественных товаров на нем?

— Распространение коронавирусной инфекции не оказало существенного влияния на объемы продаж товаров. По данным Белстата, в январе — октябре 2020 года розничный товарооборот (в текущих ценах) составил 43 469,1 миллиона рублей и увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 2,3 процента. Продовольственных товаров реализовано на 21 269,4 миллиона рублей, или 104,3 процента к январю — октябрю 2019 года. Товарооборот общественного питания по объективным причинам сократился на 18,7 процентного пункта и составил 2042,8 миллиона рублей в текущих ценах. Доля продажи продовольственных товаров отечественного производства за девять месяцев составила 77,5 процента и увеличилась по отношению к данному показателю за январь — март 2020 года на 1,2 процентного пункта.

Потребительский рынок более чем на 80 процентов обеспечивается за счет товаров оте­чественного производства: картофелем, свеклой, морковью, огурцами свежими, мясом и мясными продуктами, минеральной водой, сырами, маслом сливочным, яйцами, крупой овсяной, сахаром, мукой. За девять месяцев Беларусь импортировала продовольственных товаров почти на 1,9 миллиона долларов, это на 8,3 процента меньше, чем в прошлом году. Доля продовольствия в импорте потребительских товаров составила 31,8 процента и увеличилась к аналогичному периоду 2019 года незначительно — прибавила 0,5 процентного пункта.

Михаил ЖИГАЛО.
Фото  БЕЛТА

В указанный период возрос импорт рыбы мороженой (на 9,3 процента), филе рыбного (на 18,2 процента), сыров (на 11,3 процента), томатов (на 14,1 процента), бананов (на 7,1 процента), кофе натурального (на 17,8 процента), чая (на 6,6 процента), детских сухих молочных смесей (на 4,3 процента), мучных кондитерских изделий (на 1,9 процента), безалкогольных напитков (на 5,2 процента) и некоторых других товарных позиций. Причем около половины зарубежных поставок составляют товары критического импорта (рыба мороженая и филе рыбное, цитрусовые, бананы, рис, кофе, чай, пряности и специи, мало растительное и др.). Одновременно присутствует и импорт товаров, производимых в стране в достаточных объемах. Например, ранние картофель, свежие капуста и морковь, томаты импортируются преимущественно в начале года, так как данная продукция в указанный период не выращивается ввиду климатических условий страны. 

В виду свободного движения товаров в рамках Евразийского экономического союза значительные объемы продуктов питания импортируются из России. Ее доля составила за девять месяцев 2020 года 37,4 процента, увеличившись на 2,8 процентного пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Обеспечение потребительского рынка страны находится на постоянном контроле, предпосылок для возникновения проблем с поставками продуктов питания из-за пределов страны нет.

Свободные ниши

— За счет каких товарных групп можно увеличить объемы товаров отечественного производства на внутреннем рынке?

— МАРТ совместно с региональными органами управления торговлей на основании анализа статистических данных об импорте потребительских товаров и обеспеченности внутреннего рынка ежегодно разрабатывает и направляет отраслевым министерствам и концернам, облисполкомам, Минскому горисполкому перечень товаров, не вырабатываемых отечественными производителями или вырабатываемых в недостаточных объемах и ассортименте, для проработки возможности создания и развития новых производств, повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров. В рамках импортозамещения в республике освоен выпуск кукурузы консервированной, различных видов соусов на томатной и майонезной основе, шоколадных батончиков с нугой, карамелью и орехами, чипсов из натурального картофеля... 

На 2020 год перечень потребительских товаров, предлагаемых для освоения их производства, выпуска импортозамещающей продукции и развития ассортимента с учетом конъюнктуры рынка, включает 340 товарных позиций. Их перечень размещен на официальном сайте МАРТ. С его учетом определена номенклатура импортозамещающих потребительских товаров и объемы их поставки на внутренний рынок в 2020 году, включающая 69 товарных позиций, в том числе 12 продовольственных и 57 непродовольственных. К примеру, это отдельные виды кондитерских изделий, сухих приправ, консервы для детского питания, замороженная плодово-ягодная продукция, некоторые виды электротоваров, стройматериалов, одежда и обувь, косметические изделия. 

Мир защищается

— Какие сегодня меры принимают страны — ключевые партнеры Беларуси по защите собственного рынка?

— Международный опыт показывает, что меры по защите национального рынка применяются во многих странах. Основные из них — тарифное и нетарифное регулирование, бюджетное финансирование отдельных отраслей и программ, поддержка программ импортозамещения, стимулирование экспорта и др. 

Например, Бразилия — одна из стран-лидеров по количеству принятых ограничительных мер, включающих поддержку экспорта и введение льготных ставок налогообложения при производстве товаров на ее территории. Более чем по ста товарным позициям таможенные тарифы увеличены от 2 до 18 процентов. На 30 процентов увеличен налог на импортные легковые машины и грузовики. В 2017 году в Бразилии введено 136 антидемпинговых пошлин в отношении 24 стран Европейского союза. Также в Бразилии импортируемые товары облагаются многочисленными федеральными и местными налогами и сборами, которые в общей сложности могут увеличивать цену в несколько раз. К их числу относятся такие налоги: на промышленную продукцию, движение товаров и услуг, социальные налоги, а также на финансовые операции. 

В странах Европейского союза доступ на рынок продукции из третьих стран осуществляется в соответствии с санитарно-гигиеническими, ветеринарными и иными мерами, действующими на территории ЕС. 

Распространенной практикой являются различные экономические меры поддержки отдельных импортозамещающих отраслей и программ. В рамках поддержки национальных производителей в странах ЕС используются финансовые ресурсы государства-члена, которые передаются компании в качестве прямых финансовых дотаций, списания задолженности, субсидируемых кредитов, а также гарантий, налоговых льгот или предоставления недвижимости, товаров и услуг на особых условиях. Прямые выплаты из сельскохозяйственного бюджета ЕС компенсируют более высокие издержки производства, понесенные сельскохозяйственными предприятиями в государствах — членах ЕС в целях обеспечения высоких стандартов качества, предъявляемых к продукции, по сравнению с конкурентами из других стран. 

В Таджикистане действует Программа содействия экспорту и импортозамещению. Она направлена на изменение структуры экспорта и сокращение ввоза продовольствия, материалов и сырья. В феврале 2018 года введены отраслевые налоговые льготы для промышленных предприятий, медицинских и фармацевтических компаний, агробизнеса и производителей школьной формы. Основными торговыми барьерами в Таджикистане являются расходы импортеров на соблюдение требований пограничного и документального контроля, а также вопросы возмещения НДС экспортерами.

В Индии поддержка национальных экспортно ориентированных производителей осуществляется посредством налоговых вычетов, предоставления земельных участков. Часть средств от экспорта нефти направляется в Фонд национального развития и предоставляется сельскохозяйственным, малым и кооперативным предприятиям в виде льготного кредитования.

Как видите, каждая страна старается развивать свою экономику. В этом разрезе защита собственного рынка и поддержка экспорта являются важными факторами устойчивости и развития, потому во всех странах этим двум направлениям уделяют большое внимание. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter