Как в деревне заработать на молоке и мясе?

Своя ноша не тянет, а прибыль дает

Имея свой дом и приусадебный участок, грех не распорядиться ими с выгодой для себя — завести корову, козу, кабанчика или птицу. В наше время крестьянский труд можно облегчить с помощью современной техники или оборудования, которое выпускают специально для подворий, и при желании держать несколько буренок, а в придачу живность. Можно оформить ЛПХ (личное подсобное хозяйство) и вести небольшой бизнес. При этом государство, местные власти окажут необходимую помощь.

Как в деревне заработать на молоке и мясе? Где купить молодняк животных? Чем заменить запрещенных свиней рядом с крупными комплексами? Журналисты «СГ» изучали ситуацию в регионах.

ВИТЕБЩИНА: ЧТОБЫ НАРОД ВЕЛИЧАЛ ТЕБЯ «МЯСНЫМ КОРОЛЕМ», ПОТРУДИТЬСЯ НУЖНО НЕМАЛО

Вьетнамская авантюра или козья перспектива — вот в чем вопрос

Вадим и Марина Башекины из Городка много лет держат крепкое хозяйство. Друзья и знакомые в шутку называют 38-летнего главу семейства «мясным королем». Еще бы! Кого только не было на их большом подворье: куры, индоутки, козы, перепела, обычные белые и вьетнамские вислобрюхие свинки... И это на окраине райцентра. В последнее время в «королевстве» не все гладко. Почему за мясом иногда выгоднее сходить в магазин, а яйца все же брать у своих несушек, узнала корреспондент «СГ».

Семья Вадима и Марины БАШЕКИНЫХ из Городка на своем подворье много лет держит крепкое хозяйство.

Вадим Башекин любит трудиться на земле. С улыбкой говорит, что вся его живность, немаленькие огороды, поле — это не столько про бизнес, сколько про особое состояние души:

— Быть хозяином, фермером, видно, на роду написано. Помню, в детстве ровесники гоняли по двору мяч, а я бежал доить корову. И главное — мне это нравилось. Отец никогда не боялся тяжелой работы, сейчас тоже занимается свиноводством. По профессии я мастер сельхозпроизводства, так что диплом не пылится. Собираюсь регистрировать личное подсобное хозяйство. А пока сижу с калькулятором и карандашом — просчитываю выгоду. Трудиться от зари до зари в убыток — сомнительное удовольствие.

Все, наверное, так, но спроси Вадима, готов ли он взять и все бросить, ответ будет: «Нет». У домашних овощей и фруктов, мяса, молока, яиц есть очевидные плюсы. Продовольственная безопасность, натуральность, польза, а еще, как нынче говорят, это — тренд. Таких продуктов в магазине днем с огнем не сыщешь. Например, деликатесного, особой сладости мяса, тушенки, «копченки», пальцем пиханных колбас из тех же вьетнамских вислобрюхих. А перепелиные яйца вообще уникальный продукт, замечает Башекин:

— Это настоящие витамины в скорлупе. Польза огромна! Как и от диетического мяса кроликов. Хочу снова их разводить, ведь держал и по 300 особей. Дело стоящее, хотя немного переживаю за сбыт. Раньше за килограмм крольчатины можно было выручить руб­лей 9. Сегодня — около 6. Дороже народ просто не возьмет. Перепелок у меня 200. Думаю увеличить количество раз в пять — до 1000. Смысл есть, ведь перепелиное яйцо востребовано.

Хозяин уже начал делать клетки для этой птицы. Если получится, то поставит производство на поток и продажу. Птицеводство в его интересах далеко не последний пункт. И хотя сегодня кур на подворье нет, по весне обязательно появятся. Опыт и оставшиеся инкубаторы пригодятся.

— Буду делать ставку на птицу, — делится собеседник. — В прежние времена у нас было до 150 кур. Яйца «коллекционировал» — собирал по всему району. «Ассортимент» (то есть породы) будет самый разный. Разве что в сторону бройлеров не посмотрю. Уже занимался ими: аппетит у таких несушек отменный, а комбикорм выходит золотым.

Даник БАШЕКИН — хороший помощник для родителей.

Сельскохозяйственную страсть супруга разделяет жена Марина. Вместе они, считай, со школьной скамьи, в семье двое детей — старшеклассница Ксения и десятилетний Даник. По своей профессии медсестра Марина нашла где применить навыки и на подворье. Ввести свинье тот же ветеринарный препарат для нее не проблема.

Едва купив дом на окраине Городка, первое, что сделали, — занялись огородом, вспоминает она:

— Еще с предыдущими хозяевами не рассчитались, а взялись за дело. Чтобы земля не пустовала, сразу посадили картошку. Потихоньку обживались, ремонтировались, закупали скот и никогда не опускали руки.

Вьетнамских вислобрюхих Башекины стали разводить лет 12 назад. Идею подал интернет. Первых пятачков привезли по знакомству из Венгрии. Когда-то заводчики держали и по 200 «вьетнамцев», год назад их осталось 70, а теперь всего с десяток. Вместо них на правах главных — козы, куры и перепела. В чем причина? Их две: снижение цены на мясо, ажиотажа на которое особо нет, и взлетевшие цены на комбикорма, перебои с ними. Раньше у Вадима была небольшая фирма по продаже кормов:

— Закупок хватало и себе, и на продажу. Как оптовик, за 30 килограммов я отдавал рублей 11. Сейчас, после закрытия фирмы, тот же мешок обошелся бы уже в 16. Витебский производитель грешил тем, что мог неделями не продавать ничего. Чтобы не подводить покупателей, пришлось обратиться к минчанам. Логистика и логика отдыхают. Кончилось тем, что бизнес рухнул, а долги остались. В 2018-м корма подорожали процентов на 30, так что исход в любом случае был очевидным.



И все-таки он готов снова ввязаться во «вьетнамскую» авантюру. Для этого важно обновить линию, сохранить чистокровность породы. Один бракованный, слабенький хряк — и пиши пропало. Где же брать надежных производителей? С этим не то что в Беларуси, даже в Украине, традиционно славящейся отличными заводчиками, сейчас туго. Содержать вьетнамских вислобрюхих раз в шесть выгоднее, чем обычных белых, подсчитывает хозяин:

— В среднем на одну свинку положено 45—50 рублей в месяц. Сюда входит комбикорм и растительная пища — трава, картошка да кабачки. Плюс ветеринарные препараты, человеческий ресурс. В среднем нормальный убойный вес для этой породы — 75—80 килограммов, который его пятачки набирают в 7—8-месячном возрасте. В общем, надо задуматься.

Зато у Вадима Башекина нет сомнений в козьей перспективе. Сейчас у городокчанина 11 коз, самых простых, которых удалось купить в окрестностях. А мечтает заводчик о нубийской и зааненской — выдающейся молочной породе. Чтобы от нелегкого крестьянского труда был и толк, и радость.

 Анна НАУМОВА

naumova@sb.by

Фото автора

ГРОДНЕНЩИНА: ГДЕ КУПИТЬ ПОРОСЯТ?

«Выслать» мангалицу по интернету

Еще лет 30 назад на каждом деревенском подворье была корова, а то и не одна, минимум парочка свиней, десяток кур, гусей, уток. Помнится, в районном центре и близлежащем горпоселке в определенные дни работал рынок живности. Приезжали туда за покупками сельчане еще затемно. Выбирая свиней, подсвечивали фонариком. Собственные корова и кабанчик были не только источниками молока и мяса, но и весомой финансовой поддержкой для крестьянина. Теперь в личном подсобном хозяйстве скота почти не осталось. Если держат, то в основном птицу.

Вот такая она — венгерская мангалица.

Председатель Олекшицкого сельсовета Берестовицкого района Виталий Головач говорит, что раньше в Олекшицах было около двухсот коров, теперь на весь агрогородок только одна. Мало люди держат и свиней. Подорвали желание крестьян заниматься этим делом грозный вирус африканской чумы и последовавшие за этим запреты. Пришлось свернуть свою свиноводческую отрасль даже некоторым сельхозпредприятиям и фермерам, не сумевшим обеспечить установленные санитарные нормы.

Поэтому и купить сегодня тех же поросят стало намного сложнее. На сельскохозяйственных рынках их почти не продают. Да и сельхозорганизации продажей молодняка физическим лицам заниматься не хотят.
Купить сегодня тех же поросят стало намного сложнее. На сельскохозяйственных рынках их почти не продают. Да и сельхозорганизации продажей молодняка физическим лицам заниматься не хотят.
По словам директора КУСП «Черняховский-Агро» Кореличского района Святослава Олешкевича, основная задача репродуктора сельхозпредприятия — поставка поросят на откорм СПК «Маяк-Заполье». Также «Черняховский-Агро» реализует другим хозяйствам области племенных свинок и хряков. А если продавать еще и населению, то можно не выполнить плановое задание по поставкам молодняка сельхозкооперативу. Это первая причина. Вторая — люди не совсем ответственно подходят к покупке. Например, поступила заявка на 20 поросят, и в определенный день их вывезли за территорию свинокомплекса. Но двое покупателей в назначенное время не явились. И тут уже начинается головная боль: что делать с поросятами? По установленным санитарным требованиям назад на комплекс их возвращать нельзя. Если убить, значит, будут падеж и финансовые потери.

В этом же Кореличском районе есть и частное предприятие, которое занимается воспроизводством и выращиванием свиней. Руководитель филиала Вячеслав Гузень поясняет:

— Уже несколько лет не продаем поросят населению и в ближайшее время не планируем. У нас полный цикл выращивания: у себя получаем поросят, доводим их до нужной кондиции и потом продаем. Реализуем живым весом. Животные подлежат электронному учету, на каждое передвижение головы дается специальное разрешение.

Так где же все-таки человеку можно купить поросят? Первый заместитель председателя Кореличского райисполкома — начальник райсельхозпрода Анатолий Коршун советует поискать объявления в газетах и интернете.

Но и там предложений немного. В Гродненской области в интернете нашел три объявления. Один индивидуальный предприниматель предлагает шестинедельных домашних поросят мясо-сальной белорусской черно-пестрой породы по 140 рублей за голову. Второй продает поросят кармал, третий — венгерской пуховой мангалицы.

Две последние породы в основном рассчитаны на гурманов. Кармал, например, отличается своим необыкновенно сочным и постным мясом. Оно нежное и ароматное. Сала почти нет. Порода очень плодовитая, поэтому и цена относительно невысокая. За пятинедельного поросенка просят 90 рублей.

Главный плюс венгерской пуховой мангалицы — высокое качество сала и мяса, которые по мировым стандартам считаются деликатесом. Содержание свиней этой породы экономически выгодно, поскольку питаются они подножным кормом и не требуют специальных условий для разведения. Пожалуй, главный недостаток мангалицы — низкая в сравнении с кармалом продуктивность самок. Это отражается на стоимости. Цена довольно высокая — 250 рублей за маленького поросенка. Правда, индивидуальный предприниматель из Гродно Павел Савко, который занимается их разведением, утверждает, что со сбытом у него проблем нет. На рынок не во­зит, продает через интернет. Отмечает, что благодаря своему прекрасному мясу широко известная в Европе порода теперь приобретает популярность и в Беларуси.

Геннадий ГИЛЬ

gil@sb.by

Вот такая она — венгерская мангалица.

МОГИЛЕВЩИНА: ВРЕМЯ ОТКАРМЛИВАТЬ БЫЧКОВ

По законам буферной зоны

Для сельчан в свое время вопрос о содержании свиней в зоне действующих свинокомплексов оказался очень острым и болезненным. Кампания по профилактике АЧС нарушила хозяйственный уклад во многих личных хозяйствах. Со временем страсти поутихли, и те, кто привык трудиться на собственных подворьях, сумели приспособить сараи для содержания другого скота.

В первую очередь, конечно, занялись откормом крупного рогатого скота — это для многих самый очевидный выход из положения. Например, в Овсянковском сельсовете Горецкого района, в двухкилометровой буферной зоне вокруг свинокомплекса КСУП «Овсянка», у сельхозпредприятия сельчане закупили на откорм с начала года уже 136 бычков — значительно больше, чем прежде. В некоторых семьях откармливают их по 2—3 за сезон.

По мнению председателя Овсянковского сельского Совета Сергея Глушакова, сельчане — народ изобретательный и трудолюбивый, приноровились к разным видам домашнего скотоводства:

— Хороший хозяин никогда не оставит свое подворье без скота. Конечно, за последние годы по Совету значительно сократилось поголовье свиней у частников. Если в 2013 году люди содержали их 939 голов, то сейчас всего 263 в тех деревнях, которые вне буферной зоны. Первым делом свиней на домашнем подворье заменили бычки. Но, кроме того, люди содержат лошадей, коз, овец, разнообразную птицу. Значительно выросло поголовье кроликов.
Практически каждое сельхозпредприятие, в котором работают свинокомплексы, включает в коллективный договор программу компенсации за невозможность выращивать свиней в личном хозяйстве.
Молодой сельчанин Сергей Рубанов в деревне Душки кролиководством занялся, можно сказать, в промышленных масштабах: у него единовременно около 100 кроликов, а оборот за год доходит до 800 голов. Кролиководству отдают предпочтение не многие сельчане. Но для Сергея этот вид деятельности видится перспективным и как подспорье для благополучия семьи, и как хобби, не без прицела на бизнес-рельсы.

— Хоть наша деревня и не входит в буферную зону, но свиней содержать не решаюсь, не хочется рисковать, да и, по расчетам, это не самое прибыльное дело, — признается Сергей Рубанов. — Кроликами мне заниматься интереснее. Мы придумали, как автоматизировать процессы кормления и поения, купили комбикормовый гранулятор. В их содержании есть свои секреты и законы. Но когда с ними знаком, заниматься кролиководством достаточно прибыльно. Да и сбыт налажен: сдаю их живым весом на Оршанский мясоконсервный комбинат для производства детского питания.

Практически каждое сельхозпредприятие, в котором работают свинокомплексы, включает в коллективный договор программу компенсации за невозможность выращивать свиней в личном хозяйстве. Работники КСУП «Овсянка», например, каждый месяц могут в местном магазине купить 6 килограммов свинины всего по 4 рубля.

Есть такая программа и в ПТУП «Агрокомбинат «Светлый» Чериковского района. Сельхозпредприятие ежемесячно выделяет каждому из 195 работников по 40 рублей на приобретение свинины в магазине агрогородка Веремейки с минимальной 10-процентной торговой надбавкой.

Председатель профкома агрокомбината «Светлый» Людмила Власенко:

— Все мы, работники агрокомбината, даем расписку о том, что ни в коем случае не содержим в личном хозяйстве свиней. Все местные жители приняли это как жизненную необходимость. Многие переключились на крупный рогатый скот. Хотя при круглосуточном графике работы на свинокомплексе управиться с домашним хозяйством далеко не просто, некоторые сельчане содержат по несколько коров.

Особенно этот вид самозанятости развит в деревне Удога. Глядя на фермера Сергея Тяпина, у которого молочное стадо из 28 коров, те сельчане, которые не боятся работы, тоже занимаются производством молока.

Например, у Дениса Приштопика 6 коров. Он прежде работал в хозяйстве механизатором, но, увеличив поголовье скота, уволился, и теперь личное подворье кормит его семью и поддерживает благополучие и достаток. Елена Левая продолжает работать учетчиком на свинокомплексе, но при этом содержит 3 коров. С таким хозяйством справиться непросто. Но любовь к труду и желание питаться здоровыми и натуральными продуктами и плодами своего труда придает энтузиазма таким семьям.

Диана ГАРАНИНОВА

garaninova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter