На фестивале «Лiстапад» в шестой раз начал работу Национальный конкурс

Своя ноша не тянет

Бурлит 26-й Минский международный кинофестиваль «Лiстапад». И с ним так не хочется расставаться. Сегодня уже в шестой раз начал свою работу Национальный конкурс. В этом году его показы проходят с 5 по 7 ноября в кинотеатре «Беларусь». На сей раз в нем представлено 5 игровых, 9 документальных и 6 анимационных фильмов. Во внеконкурсной программе «Белорусская панорама» покажут 4 картины.


Координатор Национального конкурса Николай Лавренюк не без гордости говорил журналистам перед началом форума, что организаторы в этом году получили 83 заявки и профессиональные критерии отбора становятся все более требовательными:

— Критерии отбора были очень серьезными, все-таки «Лiстапад» — международный фестиваль. И фильмы должны быть созвучны тенденциям мирового кино. На мой взгляд, для конкурса были отобраны лучшие из лучших работ. 

Программа игрового кино Нацио­нального конкурса знакомит зрителей с фильмами «Последний день этого лета» Юлии Шатун и Никиты Александрова, «Пляж/Лес/Тамбур» Кирилла Галицкого и Светланы Козловской, «Сашин ад» Никиты Лаврецкого, «Возера радасцi» Алексея Полуяна, «1986» Лотара Херцога. Увидим 6 новых анимационных лент, снятых на киностудии «Беларусьфильм». Среди них работы Ирины Кодюковой, Елены Петкевич, Ирины Тарасовой и других авторов. В документальной программе — «Тренер» Ольги Абрамчик, «Одна семья» Натальи Жамойдик, «Моя бабушка с Марса» Александра Михалковича, «Чистое искусство» Максима Шведа. Вне конкурса работы — «Ничего» Юлии Дублевской, «На пороге молчания» Кирилла Ерохина, «Мышеловка» Дарьи Юркевич и «Рыба дзён маiх» Дмитрия Рачковского и Андрея Кривецкого. Оценивают наши работы белорусский режиссер-документалист Ольга Дашук и отборщик фильмов для Гетеборгского кинофестиваля Фредди Ольссон. Председателем жюри стал известный польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси, который, кстати, сам сегодня представит в кинотеатре «Пионер» свой новый фильм «Эфир». 

— Думаю, нет особой нужды объяснять, как важно для наших режиссеров, что их работы оценивает мастер такой величины, как Занусси, — подчеркнул Николай Лавренюк.

Приятно, что молодые режиссеры не сидят на мягких фестивальных диванчиках с пряными коктейлями, а сами неустанно перемещаются с одного просмотра на другой, пытаясь ничего не упустить, впитать как можно больше информации. На одном из показов встречаем режиссера Юлию Шатун, чей дебютный фильм «Завтра» побеждал на Национальном конкурсе «Лiстапада» два года назад, и спрашиваем о планах и впечатлениях: 

— Сейчас работаю над документальным фильмом, который сняла, как и многое из того, что делаю в рамках художественных экспериментов. Пишу сценарий игрового фильма. На фестивале хожу на картины режиссеров, которых уже знаю. Но многое выбираю и интуитивно: ищу то, что может быть мне близко, или, наоборот, то, что может удивить. Понравились фильмы «Преступный человек», «Антология города-призрака», «Свистуны».

Программный директор фестиваля Игорь Сукманов не скрывает оптимизма по поводу новой генерации белорусских режиссеров: 

— Любой фестиваль в мире — это прежде всего создание внутреннего и внешнего киноконтекста. Национальный конкурс мыслился нами как плацдарм для молодых кинематографистов, хотелось сформулировать для себя понятие национального кино. Теперь мы видим, что существует этот новый круг авторов, их имена на слуху. Никита Лаврецкий, Юлия Шатун, Алексей Полуян — это те режиссеры, которые были открыты фестивалем и, надеемся, они стали сплоченной командой. Но пространство абсолютно открыто и для новых имен и талантов, оно не замыкается на какой-то группе. 

Мы видим, что во время фестиваля интерес к своему национальному кино возрастает в разы. Думаю, если бы эти картины выходили сами по себе, резонанс был бы более локальным, но на «Лiстападзе» ракурс и фокус подачи фильмов совершенно иной. Почему бы этим не пользоваться? Знаю, что нельзя сидеть сложа руки и считать, что колея проложена раз и навсегда и все пойдет по накатанной. Все равно каждый год перед форумом наша команда живет в таком легком напряжении… Вопрос индустрии — самая болевая точка. И теперь мы должны двигаться в этом направлении. Кино есть там, где есть кинорынки, развитая индустрия, кинобизнес. 

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter