«Своя» начинка ближе к экспорту

«Коммунарка» ставит на конфеты с высокой долей местного сырья

В ОАО «Коммунарка» делают ставку на конфеты с высокой долей использования местного сырья

«По молочной карамели мы всегда будем конкурентоспособны на иностранных рынках», — отметил генеральный директор ОАО «Коммунарка» Иван Данченко. Внутренние цены на молоко и сахар одни из самых привлекательных в регионе. И это преимущество необходимо использовать для продвижения и на внутреннем, и на экспортном рынках соответствующих видов продукции. В следующем году предприятие планирует запустить новую линию по выпуску помадных конфет, в 2014-м на очереди модернизация производства леденцов. Но Иван Данченко считает: внутренний рынок всегда будет самым доходным и стабильным для предприятия. Укрепление на нем своих позиций — ближайшая стратегическая задача. В декабре на фабрике начала работать новая линия по производству вафельных сортов шоколадных конфет, на которые постоянно растет спрос у белорусов.

Современное оборудование приобретали у иностранных производителей. Объем инвестиций составил около 9 млн. евро в технологические линии, и порядка 4 млрд. рублей было вложено в строительно-монтажные работы. Новая технология позволяет выпускать широкий спектр кондитерских изделий с трехслойной начинкой, к которым относятся всемирно известные бренды «Красная Шапочка», «Мишка на поляне», «Троицкое предместье». В следующем году предприятие планирует пополнить ассортимент этого вида продукции еще 10 торговыми марками. Запускать новинки в самый канун праздников не целесообразно. Как отметил Иван Данченко, маркетинговые исследования показали: сладкоежки перед Рождеством предпочитают традиционную продукцию, поэтому свежие рецептуры лучше выводить на рынок в атмосфере спокойствия послепраздничного рынка.

Главное — снизить себестоимость, чтобы розничная цена оказалась привлекательной для рынка. Модернизация производства — один из краеугольных камней в решении этой непростой задачи. Например, новая линия может производить до 6 тонн продукции в смену, старая с трудом справлялась с 4 тоннами при фактически круглосуточной работе. Иван Данченко считает: после завершения очередных этапов модернизации объемы производства на «Коммунарке» к 2015 году должны вырасти в 1,6 раза, экспорт увеличится в 2 раза, производительность труда должна составить более $ 100 тыс. продукции, причем не менее $ 45 тыс. добавленной стоимости. В этом году предприятие произвело продукции на сумму 750 млрд. рублей, чистая прибыль составила 100 млрд., инвестиции в основной капитал — 80 млрд., что в 1,3 раза больше, чем в 2011 году.

Иван Данченко отметил: на предприятии еще многое предстоит сделать для повышения эффективности всех бизнес-процессов. Так, в ноябре этого года «Коммунарка» отказалась от услуг посредников при закупке импортного сырья. По предварительным оценкам, прямая работа с поставщиками дает экономию предприятию около 2 млрд. рублей ежемесячно. «Если предприятие «живое», прибыльное, обладает оборотными средствами, то закупка сырья — одна из самых простых операций», — считает Иван Данченко. Он также отметил, что высказывания некоторых экспертов о сложностях с приобретением какао-бобов не более чем домыслы и вымыслы. Это биржевой товар, который доступен любому трейдеру.

Также руководитель «Коммунарки» отметил, что необходимо произвести капитальную ревизию системы дистрибуции. Недавно предприятие ушло от системы эксклюзивных договоров со своими представителями на экспортных рынках, так как такой подход давал нередко отрицательную рентабельность поставок продукции за рубеж. «Мы не будем рвать отношения с компанией «Белкондитер», — заверил Иван Данченко. Но между тем отметил, что эта компания лишилась своего монопольного статуса.

Немало предстоит еще сделать и для эффективного продвижения своей продукции на внутреннем рынке. Сейчас доля импортной кондитерской продукции составляет около 30 %. По мнению Ивана Данченко, это достаточно много. Конечно, полностью освободить рынок от зарубежной продукции невозможно, не соответствует духу конкуренции и вызывает ответную нездоровую реакцию уже к белорусской продукции за границей, но сократить позиции зарубежных брендов на 5—10 процентных пунктов без жесткого административного вмешательства вполне по силам белорусским кондитерам. Сейчас «Коммунарка» заключает договоры на следующий год со своими 16 крупными оптовыми поставщиками, кардинально пересмотрены подходы по формированию скидок и финансовых условий. В прошлом году предприятие слишком «круто» подходило к партнерам, зачастую отгружало продукцию только по предоплате, в то время как иностранные компании предоставляли торговле отсрочки платежей. Во многом по этой причине и опту, и рознице стало выгоднее работать с зарубежными брендами.

Иван Данченко отметил: в ближайшее время «Коммунарка» будет кардинально пересматривать систему дистрибуции, продвижения своей продукции на рынке, маркетинговые подходы. Возможно, даже целесообразно провести ребрендинг. Но стоит ли модернизировать самую знаменитую отечественную сладкую торговую марку, будет понятно только после скрупулезных исследований. Возможно, к аналитической работе и формированию новой стратегии необходимо привлечь опытных сторонних консультантов. Иван Данченко не исключает, что «Коммунарка» будет использовать и опыт международных отраслевых экспертов.

На снимке: сладкая продукция на конвейере.

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter