За 25 лет белорусское комбайностроение прошло путь от КЗР-10 «Полесье-Ротор» до суперкомбайна

Своя машина для родных полей

Во время недавней рабочей поездки Александра Лукашенко в Рогачевский район при встрече с генеральным конструктором научно-технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» Сергеем Федоровичем речь зашла о том, что страна на пороге знаменательной даты. 

24 августа исполняется четверть века, как было принято принципиальное решение о развитии в Беларуси отечественного комбайностроения. «25 лет назад мы с ним на поле решали, быть комбайну белорусскому или не быть, — вспомнил Александр Лукашенко. — Убирать было нечем». Президент отметил, что тогда многие высказывались против такого решения, предлагая покупать необходимую технику за рубежом. Теперь же в Беларуси есть целая линейка отечественных комбайнов мирового уровня. Как зарождалась отрасль, какой путь прошла и чем радуют сегодня хлеборобов машиностроители?



Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Это тоже наше достижение и наша победа, что мы смогли в непростые времена создать целую линейку своих комбайнов. 

(1 августа 2018 года во время ознакомления с организацией уборки зерновых на полях ОАО «1-я Минская птицефабрика».)

На старт!

1996 год. Совсем немного времени прошло после распада ­СССР. В большой стране была четкая специализация, в том числе и в сельхозмашиностроении: «Ростсельмаш» выпускал зерноуборочные комбайны, «Гомсельмаш» — кормоуборочные. Но тут ­СССР не стало. 
Страны СНГ резко сократили поголовье скота, и загрузка мощностей «Гомсельмаша» уменьшилась в разы. Одновременно из-за износа и списания у нас сократился парк зерноуборочных комбайнов. «Ростсельмаш» из-за кризиса не смог в начале 1990-х изготовить партию машин для белорусских хозяйств. 
Мы начали покупать их небольшими количествами в других странах. Но для этого требовалась валюта, которой в то время не хватало. Словом, жизнь толкала к импортозамещению. Больше всего для этой цели подходил «Гомсельмаш», который уже выпускал технику для полей. 

Сыграло свою роль и то, что генеральным конструктором головного специализированного конструкторского бюро по кормоуборочной технике (так тогда назывался ­НТЦК) был Валентин Шуринов, который пришел сюда в 1986 году из «Ростсельмаша» и имел опыт проектирования зерноуборочных комбайнов. Его заместителем с 1993 года работал Сергей Федорович — нынешний генеральный конструктор ­НТЦК ОАО «Гомсельмаш». Он вспоминает, что начинать решили не на пустом месте, а задействовать уже выпускаемое «Гомсельмашем» универсальное энергетическое средство УЭС-250. То есть создавать не монокомбайн только для уборки зерна, а лишь сменное оборудование для имеющегося самоходного шасси. При этом, конечно, возникали сложности, связанные с тем, что часть комбайна была прицепной. Было немало критиков такого подхода, в том числе в высоких кабинетах. Проблему решил Глава государства. Сергей Федорович вспоминает:
— Посещение ­Президентом «Гомсельмаша» в марте 1996 года стало эпохальным событием, которое решило судьбу первого белорусского зерноуборочного комбайна и способствовало появлению нового направления в сельхозмашиностроении. Генеральный конструктор Валентин Шуринов вручил тогда Александру Лукашенко материалы с обоснованием предлагаемого проекта и попросил профинансировать работу. Просьбу удовлетворили быстро.

Внимание!

Благодаря напряженной работе коллектива ­ГСКБ уже в мае конструкторская документация на макетный образец комплекса была выдана в производство. 
В экспериментальном цехе организовали двухсменную работу без выходных дней. Конструкторы трудились рядом с рабочими, все возникающие вопросы решались оперативно. На испытание первого белорусского зерноуборочного комплекса КЗР-10 «Полесье-Ротор» 24 августа 1996 года в Ветковский район прилетел Глава государства. 
Сначала пустили в загонке российский комбайн «Дон». «Полесье-Ротор» шел за ним сзади на одной скорости. Но Президент дал отмашку, гомельский комбайн прибавил и быстро догнал «Дон». Затем было сравнительное испытание на маневренность. И здесь на поворотах, несмотря на критику оппонентов, «Полесье-Ротор» не уступил ростовчанину. Александр Лукашенко подошел к валку соломы и вороху половы и сам убедился, что первый белорусский комбайн работал без потерь зерна.

За продвижение первого комбайна надо было бороться. В дальнейшем, получив поддержку Президента и зеленый свет от государства, стали быстро появляться новые модели зерноуборочных агрегатов. Вторым шагом стало создание монокомбайна ­КЗС-7 с пропускной способностью 7—8 килограммов хлебной массы в секунду. По производительности, качеству выполнения технологического процесса, условиям труда механизатора не уступал зарубежным аналогам, а по снижению себестоимости уборки превосходил их почти в 2 раза. А затем по мере роста урожайности Минсельхозпрод и хозяйства стали требовать комбайны с большей пропускной способностью. Так появился КЗС-10К. Обе модели были однобарабанными. 

Следующая — КЗС-1218 — двухбарабанная, за счет чего ускорялось движение хлебной массы, увеличивались ее пропускная способность и производительность по намолоту. Сегодня это самая популярная модель. Ее оценили у нас и за рубежом. Но машина прекрасно работает при урожайности зерна до 60 центнеров с гектара. А если выше, допустим, 70—100, темпы уборки падают из-за недостаточной пропускной способности. Между тем число хозяйств с высокой урожайностью постоянно растет.

Конструкторы пошли им навстречу и создали КЗС-1624. Уже сам индекс говорит, что пропускная способность хлебной массы увеличилась на 4 килограмма в секунду. Словом, высокоурожайные участки стало проще убирать. 

Александр Лукашенко 18 августа 2017 года побывал на пшеничном поле ОАО «Александрийское» Шкловского района. Ему показали комбайн КЗС-1624—1. Президент предложил испытать агрегат на ходу. Затем поручил конструкторам уже к следующей уборочной обновить модель, устранив все выявленные на практике недостатки, а также заняться разработкой и созданием еще более совершенного комбайна, который будет востребован в будущем. 


Через четыре дня на совещании с руководством экономического блока Президент заявил о необходимости создания суперкомбайна, который будет превосходить импортные аналоги.

Марш!

Гомсельмашевцы активно взялись за выполнение поручения Главы государства.
В начале июня 2018 года с конвейера предприятия сошел первый комбайн КЗС-2124 с приставкой «супер». Наш суперкомбайн — это модернизированный КЗС-1624. Но у КЗС-2124 появилось много новинок.

— Внедрена система точного земледелия,
— рассказал генеральный директор холдинга «Гомсельмаш» Александр Новиков. — Моноблочные пульты управления комбайном и освещением, современный эргономичный джойстик, видеонаблюдение за рабочими зонами, аудиосистема, холодильник с функцией подогрева, бокс для охлаждения напитков, система автоматического поддержания заданной температуры кондиционером, USB-разъем для подключения внешних устройств, органайзеры для хранения документов и мелких вещей, рулевая колонка и кресло на пневмоподвеске с регулировками позволяют настроить удобное рабочее положение. Бортовой компьютер с 10-дюймовым монитором с сенсорным управлением, функцией выбора оптимальных настроек комбайна в зависимости от текущих условий обеспечивает простоту и удобство в работе.

В этом году в хозяйства страны поступили десятки новых суперкомбайнов.

— Я очень доволен, что мне доверили работать на ­КЗС-2124, — рассказал комбайнер ОАО «Мирополье» Борисовского района Андрей Сахаров. — Прекрасная машина. Намолотил в своем хозяйстве 2345 тонн (остальные механизаторы на старых комбайнах примерно по 1 тысяче), сейчас помогаю соседям. Но главное, заработал за жатву более 7 тысяч рублей.

Хотя число хозяйств с урожайностью выше 60 центнеров зерна с гектара растет, их все равно относительно немного. Это значит, что еще немалое количество лет самым массовым будет комбайн КЗС-1218. Но не застывший в прошлом, а модернизируемый. Появилась модель КЗС-3219. На этом комбайне увеличили мощность двигателя, а вместо клавишного соломотряса поставили роторный соломосепаратор, как у КЗС-2124. Несмотря на то что молотилка у него уже, производительность приблизилась к старшему брату. КЗС-1218 при хорошей урожайности может намолачивать 18 тонн в час, ­КЗС-3219 — 21, КЗС-2124 — 24. То есть это промежуточная модель между средней и элитной.

Дальнейшим развитием КЗС-3219 стал комбайн КЗС-3321, который ­Президенту продемонстрировали в работе на прошлой неделе в Рогачевском районе. Машина за счет увеличения мощности до 450 лошадиных сил показывает более высокую производительность, может оснащаться системами автоматического вождения, картирования урожайности, видеонаблюдения. Все сделано как для высокой производительности, так и для удобства комбайнера.
— Если говорить популярно, то это экономвариант ­КЗС-2124, — пояснил Сергей Федорович. — Здесь меньше электроники, поэтому и стоить он будет дешевле суперкомбайна. То есть это доступный комбайн с большими возможностями.

Линейка комбайнов «Гомсельмаша» постоянно расширяется. Появился, например, уборочный агрегат на газомоторном топливе, которое дешевле солярки. Думают конструкторы и о перспективе. В связи с вводом атомной электростанции и появлением излишков электроэнергии понадобится комбайн с электродвигателем и батареей, способной обеспечить непрерывную работу в течение дня. Придет и тот день, когда на поля выйдут беспилотные комбайны и один оператор будет управлять несколькими машинами. 

 
 
­ИСТОРИЧЕСКИЙ ­ФАКТ

Считается, что первым в Российской империи и одним из первых в мире зерноуборочный комбайн изобрел уроженец тогдашней Могилевской губернии Андрей Власенко.


18 ноября 1868 года в Департамент земледелия поступило прошение агронома Андрея Романовича Власенко о выдаче ему десятилетней привилегии на изобретенную им машину под названием «конная зерноуборка на корню».

В первый день испытаний машина убрала четыре десятины овса (одна десятина — это чуть больше гектара), а во второй — за 10 часов — сжала и обмолотила больше четырех десятин ячменя. Комиссия, присутствовавшая при уборке овса и ячменя, дала высокую оценку работе и конструкции машины.

За границей подобная машина появилась значительно позднее, в 1879 году в США, и получила название комбайн. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter