Сельская газета

Своя кожа ближе к делу

В ближайшее время увеличить загрузку производственных мощностей кожзаводов можно за счет импорта кожсырья

В КОНЦЕ сентября прошлого года коллегия Комитета госконтроля обсуждала поставки сырья кожевенным предприятиям. Часть его в виде полуфабриката уходила за пределы республики. В то же время немало кож обувные предприятия импортировали. Почему? Что их не устраивает после модернизации Минского производственного кожевенного объединения? Какие приняты меры по улучшению ситуации?

ЧЕРЕЗ несколько дней после заседания Комитета госконтроля в концерне «Беллегпром» разработали мероприятия по устранению недостатков. Прежде всего они касались оборота кожсырья и дубленого полуфабриката. Принимаемые меры направлены на увеличение, практически до стопроцентной, переработки кожсырья в республике, пояснили в «Беллегпроме». С заинтересованными ведомствами разработано несколько нормативно-правовых документов, в том числе и по финансированию закупаемого кожевенного сырья, его ценообразованию.

КГК указал ведомству на недостатки в кожевенно-обувной отрасли. Принятые меры позволят систематизировать оборот кожсырья и товаров из него, решить другие проблемы, считает первый заместитель председателя концерна Вячеслав Мирусин.

Первые признаки перемен ощутили и в Минском производственном кожевенном объединении (МПКО). За четвертый квартал прошлого года загрузка мощностей отделочного производства выросла до 88 процентов, а поставки сырья по сравнению с аналогичным периодом 2016-го увеличились на 18 процентов. Январские темпы роста еще выше — 27 процентов. То есть в МПКО за месяц дополнительно поступило свыше 9 тысяч единиц сырья.

Правда, на уровень 2016-го предприятия концерна не вышли. По итогам прошлого года в натуральном выражении изготовлено 494,5 миллиона квадратных дециметров кожевенных товаров. Темп роста к предыдущему году — 98,5 процента. На сто процентов не вышли из-за недостатка полновесного сырья. Коэффициент загрузки производственных мощностей превысил только 70 процентов.

Смогут ли отечественные производители сырья нарастить его поставки, загрузив перерабатывающие предприятия на сто процентов? В концерне полагают: в ближайшие годы — нет! Тем более что кожзаводы выпускают избыточное количество кож, востребованных обувщиками и галантерейщиками. Излишки поставляют на экспорт. Единственный способ увеличить загрузку производственных мощностей — за счет импорта кожсырья.

НЕСМОТРЯ на большой ассортимент выпускаемых кож и улучшение их качества, наши обувщики по-прежнему часть кожсырья закупают за пределами республики. В основном у восточных соседей. Для нас они крупнейшие бизнес-партнеры, производят достаточное количество качественных кож по доступным ценам. Приемлемые и условия оплаты. На Российскую Федерацию приходится более 50 процентов этого импорта. Главное преимущество их кож в цене. Предприятия концерна работают также с бизнес-партнерами Италии, Польши, Литвы, Эстонии. Заготовки для обуви импортировали из Пакистана, Турции, Китая, Бразилии. При этом готовую кожу оттуда никто не завозит.

Так сколько же в республику поступает кож из-за ее пределов? Почему? Эти вопросы адресую Вячеславу Мирусину.

Часть поступает как давальческое сырье, что-то — в виде заготовок. Около 30 процентов импортируемого кожтовара, а это примерно 37 миллионов квадратных дециметров, потом возвращается в Россию. Его ввезли, переработали или сделали у нас заготовки и вернули обратно. По статистике, такие поставки проходят как импорт. Так поступают в основном компании с уставным капиталом Российской Федерации, которые субсидируют и стимулируют своих производителей.

Выбор обуви в магазинах огромнейший — импортной, отечественной, со скидками и без, из кожи и заменителей, любой цены. Она зависит от модели, качества, других характеристик. Обувщикам, мебельщикам, работникам кожгалантерейных предприятий приходится постоянно балансировать на грани цены и качества, чтобы продукция пользовалась спросом. Стоит нарушить один из этих паритетов, и часть ее может оказаться на складе. Приходится учитывать и конъюнктуру рынка. Тем более в последнее время спрос на кожаную обувь, в том числе и элитную, начал снижаться. Покупатель очень требователен к цене. В результате начали возникать проблемы реализации кож. Для всех теперь важно продавать свою продукцию. В прошлом году, например, столичное обувное предприятие «Отико» изготовило 300 тысяч пар обуви. И столько же реализовало, не нарастив складских запасов.

Обувные фабрики часть кож импортируют. А галантерейные? У них примерно 80 процентов сумок из отечественного сырья. Закупают лишь мелкосерийные партии, выпускать которые у нас экономически нецелесообразно.

Качество кож зависит от многих факторов. В том числе от сырья, химикатов. Вот их-то мы практически не производим. Из более чем трехсот наименований выпускаем менее десяти. Остальные закупаем. Значит, тратим валюту.

ПРОБЛЕМ в кожевенной отрасли немало. Некоторые из них пытаются решить за счет холдинга. Идея его создания неплохая, она дискуссируется не один год. Но кого с кем породнить и кому подчинить? На недавней пресс-конференции Вячеслав Мирусин высказал предложение о создании унитарного холдинга на базе «Белвеста». Но некоторые предлагают и другой вариант – передать кожзаводы под крыло Минсельхозпрода. Мол, сырье им поставляют мясокомбинаты.

В концерне же полагают: «Белвест» со своими дочерними предприятиями создаст холдинг и обеспечит дальнейшую динамику развития. Более масштабному объединению мешают противоречивые интересы различных производителей. Какие аргументы у «Беллегпрома»? Мясокомбинаты подчиняются Минсельхозпроду. Но мы-то знаем: главная их задача — производство мясопродуктов. А шкуры — побочный продукт. Стало быть, объединять кожзаводы и мясокомбинаты, пожалуй, не лучший вариант.

Могут быть и другие. Но в данном случае важно не наломать дров. Прежде чем пойти на любой из вариантов, нужно просчитать, насколько улучшатся использование кожевенных ресурсов, номенклатура продукции, углубится специализация, возрастут поставки продукции на внутренний рынок. И, конечно же, важно значительно сократить импорт.

В тему

Анна БУЛАЙ, заместитель гендиректора по производству Минского обувного ОАО «Луч» — управляющая компания холдинга «Обувь—«Луч»:

— В прошлом году выпустили 80 тысяч пар обуви. Изготавливаем около 90 процентов женской, немного мужской. Два года как начали выпускать детскую. Вся она в основном из натуральной кожи. Около двух процентов с использованием льняной ткани. Объемы небольшие. Потребность в кожевенном сырье с учетом подкладки около 2,3 миллиона квадратных дециметров в год.

Закупаем его у отечественных кожзаводов, а недостающие артикулы, до 30 процентов, — на зарубежных рынках. Почему часть сырья импортируем? Каждый вид кожтовара подходит для определенного ассортимента: для женских и мужских сапог он отличается по артикулам. Для первого вида подходит более эластичная, мягкая, шелковистая, для второго — плотная, более жесткая. Она лучше полируется. На туфельную группу — женские лодочки — предпочитаем козлиную, овечью, то есть мягкие шелковистые кожи. Их на нашем рынке пока недостаточно. Не хватает и кож с нанесенной термопленкой.

Полагаю, с увеличением поставок сырья в  МПКО появится больше эластичной кожи для зимнего ассортимента обуви. В производстве кожи очень важны сырье и качественная химия для ее выделки.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «СГ»

zybulko@sb.by


У высокой моды свои требования

ОСНОВНЫЕ потребители кожевенного сырья у нас обувщики. Но немало используют его и кожгалантерейные предприятия. Каждый ориентируется на требования рынка — изучает его тенденции, обновляя ассортимент с учетом цены- качества, дизайна, внешнего вида и, конечно же, спроса. В свою очередь это требует различного вида кожевенных изделий. Какие использовать — решает производитель.

СОВМЕСТНОЕ белорусско-итальянское предприятие «Маттиоли» работает исключительно с итальянским сырьем. Изделий из натуральной кожи белорусского производства, а тем более из ее заменителя в ассортименте нет. По мнению производителей, качество отечественного сырья не соответствует запросам высокой моды.

Александра Якутович, создательница бренда «Холивул», изготовлением кожгалантерейных изделий занимается не первый год. Предпочитает покупать итальянскую, турецкую и даже литовскую кожу. Пробовала работать с отечественной, но не то качество. Кожа, говорит она, расслаивается, пересыхает, красит. Да и цвета неактуальные.

С ней согласна и дизайнер Алена Дедович. Правда, работать с белорусской кожей ей не приходилось, однако впечатлений от увиденного в магазинах оказалось достаточно, чтобы пропало желание купить ее. Если заказчик принесет материал — сумку сошьют при условии, что претензии к качеству изделия предъявлять не станет.

Флагман по производству кожгалантереи на отечественном рынке — «Галантэя». Работают здесь с отечественным и импортным сырьем. Последнее, как правило, используют для эксклюзивных моделей и отделки. Завозят и когда нет отечественных аналогов, например, кожу с нанесением пленочного покрытия, за счет которого материал приобретает совершенно иной внешний вид и характеристики.

Натуральная кожа белорусского производства зачастую ничуть не хуже импортной, вполне годится для производства элитных вещей, считает начальник отдела снабжения Ольга Угольник. Нужно исходить из того, что импортное и отечественное сырье бывает разного качества и назначения. В последнее время на изделия из натуральной кожи приходится значительная часть ассортимента «Галантэi». Но у покупателей по-прежнему высокий спрос на изделия из кожзама.

УПП «ВитМа» входит в состав холдинга «Марко», изготавливает кожгалантерейные изделия. Работает как с импортным, так и отечественным сырьем. Подстраиваясь под требования потребителей с разной покупательской способностью, используют различные материалы — кожу, ее заменители или текстиль. Если сырье качественное, нет принципиальной разницы, выпущено оно в Беларуси или за рубежом.

Не советует идти по стопам стереотипов дизайнер Евгений Бычковский. Его продукция достаточно популярна на рынке, нашла своего покупателя. Решающую роль для его бизнеса сыграли не страна происхождения, а дизайн и правильный подход к выбору сырья с учетом соотношения цена-качество.

Светлана СЫРИЦКАЯ, «СГ»

syritskaya@sb.by


Без мировых технологий не сшить добротных ботинок

Обувной гигант «Марко» для производства товара  премиум-класса использует только импортное сырье 

Почему отечественный производитель предпочитает импортный материал — вопрос гендиректору холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко» Николаю Мартынову

— НАШИ поставщики в Беларуси – Минское производственное кожевенное объединение и Бобруйский кожевенный комбинат, — ответил он. — На материал, который они поставляют, приходится около 30 процентов верха обуви и до 70 процентов идет на подкладку. Есть модели, на которые уходит до ста процентов продукта отечественных переработчиков. Конкретными цифрами трудно оперировать. Все зависит от модели и класса обуви. В основном наша обувь шьется для среднего класса. Для линейки  фешен и премиум-класса используется только импортное сырье. Что касается зимней обуви, то материал для подкладки полностью закупается за пределами страны. 

С 2019 года ситуация должна измениться коренным образом. Весной начнутся пусконаладочные работы мехового комбината. Его запуск позволит разгрузить импорт сырья для подкладки за счет обработки собственного сырья. Пока нигде у нас, по сути, не налажена выделка овчины. Шкуры животных, которых выращивают и фермеры, не востребованы. Новое предприятие закроет эту нишу. Его мощности позволят перерабатывать до 300 тысяч овечьих шкур и 250 тысяч шкур пушнины. 

Пока же география поставок импортного сырьевого материала для бренда «Марко» достаточно широкая. Кожи завозятся из России, Турции, Китая, Бразилии. По словам Николая Мартынова, холдинг такая раскладка устраивает:

— Мода на наш товар меняется быстро, а в вместе с ним — и материалы. Сконцентрироваться на ограниченном круге поставщиков не можем.  Чтобы воссоздать в Беларуси все мировые технологии выделки кож, которые используем, двух заводов недостаточно. Да и надо ли? У предприятий должна быть своя специализация. Если одно попытается потянуть пять и более технологий, то оно, скорее всего, потеряет в качестве.

Андрей ЗАХАРОВ, «СГ»

andryxxxz@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...