Своя колея

Новые задачи Белорусской железной дороги

«Вагонные споры — последнее дело» — вроде всякий раз соглашаешься с Андреем Макаревичем. Но переступишь порог купе — и опять говоришь ночь напролет... Особый мир вагона звенит напряжением житейских, спортивных, политических и еще Бог весть каких диалогов. «Эффект дороги», — говорят психологи...


Вспомнилось мне все это вчера в здании управления Белорусской железной дороги. С минуты на минуту здесь ждали Президента. В его рабочем графике значился плановый отчет руководителя отрасли. Но диспетчеры в центре управления перевозками волнения не показывали. Внимательно следили за графиками и таблицами на мониторах. Едва заметным движением «мышки» что–то подправляли. Где–то между Минском и Брестом перевелась стрелка и тяжело груженный состав, повинуясь воле сидящего передо мной человека, отправился по указанному им маршруту. Сильно...


Шутка ли... «41 пассажирский, 123 пригородных, 215 грузовых», — выслушал Президент доклад о количестве составов на территории страны на момент его прибытия в управление. У каждого — график. Каждому дай оптимальный путь. И это лишь видимая часть огромного организма железной дороги. Дорога — это не только пути и поезда. У нее свое строительство. Свое производство. Ремонтные предприятия, торговля, даже сельское хозяйство. И... люди. Почти 115 тысяч человек. А если учесть их семьи плюс занятых в придорожном сервисе, получим население, пожалуй, побольше областного центра... После этого стоит взглянуть на карту железнодорожных путей, будто кровеносные капилляры покрывающих территорию страны, и вопросов о значимости «железки» для государства уже не останется.


И поэтому, заметил Президент, традиция отчетов недавно назначенных руководителей после летнего перерыва возобновилась именно с БелЖД. Со следующей недели они будут регулярно включаться в рабочий график Президента. А руководитель дороги Анатолий Сивак при назначении высказал еще и несколько существенных предложений о повышении эффективности работы. Как идет их доработка? Началась ли реализация? Как воспринят новый руководитель и его инициативы коллективом? На эти вопросы опирался вчерашний разговор.


Проекты и оценки


Смежники


Есть идея совместного с российским инвестором производства качественно новых подвагонных тележек. Начато собственное изготовление железобетонных шпал. Президент посчитал проекты перспективными. «Научились нормально делать? Если есть рынок, надо вкладывать деньги, расширять производство и увеличивать долю экспорта», — порекомендовал Александр Лукашенко. А в качестве обобщения напомнил о практике присоединения к передовым предприятиям слабых производств. Она себя оправдала. Железная дорога также могла бы взять на буксир такие предприятия.


Деньги


С начала года дорога получила 370 млрд. рублей чистой прибыли. Часть ее решением Правительства используется на различные государственные нужды. И к такой практике, по словам Президента, высокодоходным предприятиям нужно привыкать. Частный хозяин сделал бы то же самое, но жестче. Мог бы и вовсе изъять прибыль, вывести ее из страны. Здесь же речь идет о направлении ее части на прорывные для всей экономики проекты. Но не ущемляя интересов предприятия. Это хозяйский подход.


Поезда


А.Сивак доложил о двух интересных проектах. Организации скоростного сообщения с областными центрами и запуске в Минске первой линии городской электрички. Тема межгорода пока лишь в стадии идеи. Президент предложил ее досконально просчитать. А замысел городской электрички поддержал. На первом этапе она свяжет вокзал со станцией Ждановичи. «Проект однозначно заслуживает внимания. И его надо реализовывать. Пока в Минске. А дальше, может, и губернаторы заинтересуются. Надо определиться с долями финансирования — сколько город, сколько дорога, сколько государство».


Вагоны


Развивается белорусское производство товарных вагонов. В Осиповичах и Могилеве. Выслушав доклад об этом, Президент напомнил, что здесь в первую очередь должны соблюдаться государственные интересы. И если решено делать вагоны у себя, железной дороге должно быть выгоднее закупать свое, а не импортное.


Выводы


Завершая совещание, Президент отметил, что увидел состоявшегося руководителя Белорусской железной дороги. «Уровень высок. Но есть направления, на которых надо прибавлять», — обобщил он задачи. И особенно акцентировал внимание на том, что вопрос о разгосударствлении и приватизации железной дороги сегодня не стоит. Главный ориентир обозначен так: «Надо вывести нашу дорогу не просто на мировой уровень. Он должен быть выше. Через нас идут основные потоки. Кто планирует перевозки — ориентируется на Беларусь. И, конечно, у нас должен быть очень высокий уровень железной дороги. Чтобы обеспечить их интересы и на этом прилично заработать».


Еще одно распоряжение касается в целом практики проведения отчетов руководителей отраслей: «Подобные совещания недопустимо проводить кулуарно, как сегодня». По словам Александра Лукашенко, необходимо приглашать заместителей руководителей, структурных подразделений экспертов из смежных структур и, возможно, иностранных партнеров. Чтобы задачи и требования сразу были понятны всем и руководителю не нужно было бы их ретранслировать и разъяснять.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter