Своя игра

Возвращение фестиваля в контексте театрального процесса
25.07.2007

Возвращение фестиваля в контексте театрального процесса

Спустя три года в Минск возвращается международный театральный фестиваль «Панорама». Он пройдет осенью, с 26 октября по 10 ноября. Даже по мнению его организаторов, а это Министерство культуры, Национальный театр им. Я.Купалы, Минский горисполком, Белгазпромбанк, о фестивале, конечно, уже успели забыть. «Панораму» нельзя считать таким сильным брэндом, как «Белая Вежа» или «Золотой Витязь». Три года простоя в наше время способны стереть из памяти все воспоминания о прошлых заслугах. Хотя они у «Панорамы», подхватившей эстафету у «Открытого формата», все–таки были: минские театралы всколыхнулись, увидели последние работы Роберта Стуруа и Оскараса Коршуноваса, почувствовали себя частью европейского театрального процесса.

Да, без «Панорамы» ниша не пустовала, но какая–то целостная фестивальная картина в Минске не складывалась. Было совершенно непонятно, почему именно те, а не иные спектакли временами привозились к нам под видом фестивальных. Конечно, «Человек из Ламанчи» с Владимиром Зельдиным и «Женитьба» московского «Театра на Покровке» украсили минскую афишу в свое время, но гораздо честнее было назвать те показы просто гастролями. Для фестивальных у этих спектаклей были слишком малый охват аудитории и скромная реклама.

От первой «Панорамы», помнится, осталось чувство неловкости за белорусскую часть программы, которая выглядела блекло и однообразно. Наш театр был бедным родственником, гостем из провинции, кем угодно, только не уверенным хозяином фестиваля, достойным примером и соперником. Неужели ситуация повторится и в этом году?

Бег на месте?

Остается только искренне удивиться, что за три года не появилось ни одного спектакля, который можно было бы без натяжки назвать фестивальным. Такого, который смог бы выдержать удар критики и внимание зарубежных гостей. Не в последнюю очередь именно из–за этого на «Панораме–2007» вновь отсутствует жюри, а значит, и соревновательный момент.

— Театры сами предложили нам то, что проверено жизнью, — прокомментировал программу первый заместитель министра культуры Владимир Рылатко. — Оценивать спектакли будет не жюри, а зритель.

Но не в профессиональной ли оценке смысл любого театрального фестиваля? Может, пора перестать делать реверансы зрителю? Что он может оценить, если видел мало и в большинстве своем ему до театра нет никакого дела? Не для того ли организовывается фестиваль, чтобы подвести профессиональный итог, дать совет, систематизировать наработанное, требовательно определить сильные и слабые места, отметить лучших, понять, в конце концов, на кого равняться?!

В итоге в белорусской программе за несколькими исключениями оказались средние постановки, все то, чему журналисты и критики давно дали свою оценку, так как эти спектакли идут в репертуаре по несколько лет: «Академия смеха» Белорусского государственного молодежного театра, «Женщины Бергмана» Республиканского театра белорусской драматургии, «Поцелуй ночи» театра юного зрителя, «Не покидай меня» Драматического театра Белорусской армии. Будут представлены только две премьеры — «Легенда о бедном дьяволе» Бориса Луценко и «Сны о Беларуси» Владимира Савицкого. Художественный руководитель Национального академического театра им. Я.Купалы и, кстати, самого фестиваля Валерий Николаевич Раевский выходит к зрителю и зарубежным гостям со своей постановкой из Гомельского областного драматического театра «Затюканный апостол» по Андрею Макаенку.

Такой вот выбор. Не только у меня сложилось впечатление, что с точки зрения международного фестиваля он весьма зауряден...

— То, что нравится эстетствующим критикам, никогда не нравится зрителям! — считает драматург Алексей Дударев. — И наоборот.

Возможно. Но как плакатный, наполненный штампами спектакль будет выглядеть в интерьере международного фестиваля, где представляют свои работы Оскарас Коршуновас и Сергей Женовач... Боюсь, это лишь засвидетельствует, какая пропасть лежит между белорусским театром и современным театральным языком, развивающимся ежесекундно. Первые отзывы о «Легенде о бедном дьяволе» тоже были весьма сдержанными. Впрочем, говорят, после прогона Борис Луценко внес глобальные режиссерские корректировки. Но сможет ли спектакль отстаивать честь театра им. М.Горького? Хотелось бы в это поверить...

Огласите весь список...

В программе много «темных лошадок» из Германии, Израиля, Польши, Швеции. Качество продукта неизвестно. Будем надеяться, что это — достойные работы. Добавим к списку постановки Национального академического драматического театра имени Ивана Франко, несколько лет назад гастролировавшего в Минске, Эстонский театр драмы, с ним активно сотрудничает Сергей Женовач, Стокгольмский городской театр.

Ожидать сюрпризов не приходится от московских гостей из МХТ: две постановки «Последняя жертва» и «Утиная охота» широко освещались, транслировались по ТВ и людям, театром интересующимся, хорошо известны. Конечно, состав этих спектаклей звездный. В «Последней жертве» играет главная супружеская пара театра Олег Табаков — Марина Зудина, в «Утиной охоте» — Константин Хабенский, Михаил Пореченков и Александр Семчев. О «Последней жертве» писали, что спектакль традиционен и выстроен с симпатией к персонажу купца Прибыткова. «Главная прелесть этой «жертвы» — художественный руководитель МХАТа, который, к счастью, остается блестящим театральным артистом», — писала критик Наталья Каминская.

«Утиная охота» станет вторым приездом Константина Хабенского в Минск после спектакля «Калигула», что непростительно мало. Но театральный голод наш так велик, что мы готовы принимать звезду и в затянутом и долгом спектакле Александра Марина, о котором российская пресса писала: «В нынешней постановке Марин снова рассыпает перед зрителями свои тривиальные и пошлые режиссерские приемы».

Но наверняка эти постановки окажутся самыми аншлаговыми. Медийность и раскрученность актерских лиц сегодня гораздо важнее самого качества постановки.

Все мы вышли из «Шинели» Гоголя...

Будет на нынешнем фестивале и популярный проект — театр «On–line». Это такой театральный тренинг. На нем представлены блиц–спектакли, подготовленные непосредственно в течение фестиваля. В нем обещают принять участие режиссеры Александр Нордштрем, Евгений Каменькович, Олег Киреев, Моника Добровлянска.

Кстати, новую работу весьма модного и талантливого немецкого режиссера Моники Добровлянской можно увидеть, не дожидаясь «Панорамы», уже 30 июля. В продюсерском центре «Мэджик» она выпускает спектакль «Войцек» Георга Бюхнера — шедевр немецкой драматургии. На встрече с журналистами создалось впечатление, что нынешняя труппа Моники, в которой большинство купаловцев, соскучилась по работе неординарной, дерзкой.

Ожидает «Войцека» провал или успех, по большому счету, не важно. Прекрасно, что такие проекты, не вписывающиеся в само понятие «антрепризы», возникают. Если бы у нас проводился беспристрастный анализ театрального процесса, именно его, «Войцека», было бы логично включить в программу фестиваля. Впрочем, будем надеяться, что само понимание формата благодаря «Панораме» хоть немного расширится. Ведь его главная цель, и здесь с мнением организаторов фестиваля нельзя не согласиться, — это приобщить наши коллективы к достижениям современной европейской сцены. А там, глядишь, от этой энергичной селекции и наши черенки начнут плодоносить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter