Своя дорога к Храму

О вере

В нашей семье хранится старинный восьмиконечный старообрядческий крест, оставшийся от моей прабабушки. Для правнуков и праправнуков Ульяны Трофимовны он — реликвия прошлого, память о предках. И никто как–то сегодня особо не задумывается о том, что этот крест — непосредственный свидетель и более того — участник весьма драматических, порой трагических событий, связанных с религиозными распрями и враждой. История старообрядческой православной церкви — один из наиболее ярких примеров того, как мировоззренческая нетерпимость и категоричность принимают тяжелую форму поистине гражданской катастрофы. На протяжении более 300 лет люди страдали, теряли свои дома, даже гибли из–за того, что их представление о «правильности» веры не совпадало с чьим–то еще.


Добавьте сюда перетягивание духовного каната православными, католиками, протестантами, разногласия с униатами... Масштаб и глубина церковной проблемы в значительной степени усугублялись подстегиванием со стороны людей государственных — царей, королей, князей, помогавших делить богов на «тех» и «не тех»... Только в 1905 году в Российской империи вышли указы об «Основах укрепления веротерпимости» и о свободе совести, уравнявшие старообрядчество с другими исповеданиями. И это сразу же положительно сказалось на самой, веками гонимой, церкви и на обычных людях, приверженцах ее устава и канонов.


Как ни парадоксально, но практически все основные религии с их общими главными постулатами любви, добра и всеобщей благости когда–либо да становились причастны, вольно или невольно, к весьма жестоким противостояниям. Сегодняшний мир — не исключение. Поэтому тема «круглого стола», состоявшегося недавно в библиотеке НАН, прозвучала вполне актуально — «Религиозный фактор национальной безопасности Республики Беларусь». Организаторами и участниками дискуссии выступили представители академических институтов истории, социологии, философии, Белорусской православной церкви, Международного благотворительного фонда «Семья — Единение — Отечество», политологи, культурологи, религиоведы, священники. Разговор своевременный и нужный. Хотя в контексте белорусской действительности все же носит более профилактический характер: наша страна не только сохраняет межконфессиональный мир, но и по праву стоит в ряду лидеров религиозной и общественной толерантности и сотрудничества.


Однако тот, кто хотя бы немного знаком с кухней этой работы, знает, сколько здесь существует самых разных аспектов и какими огромными усилиями достигается даже относительно небольшой успех. Как хрупко бывает согласие и как неустойчиво равновесие. Беларусь — практически мононациональная страна, и вместе с тем страна поликонфессиональная. В таких условиях нельзя исключать столкновения религиозных интересов и проявления прозелитизма. Можно и нужно уповать на мудрость и ответственность пастырей, разум их паствы. Но и роль государства, призванного блюсти права и безопасность каждого гражданина, никто не отменял. В своем выступлении на заседании «круглого стола» директор Института социологии НАН, доктор социологических наук Игорь Котляров привел немало показательных и неоднозначных цифр и фактов, полученных в ходе очередного социологического исследования. При всем разнообразии взглядов и мнений большинство наших соотечественников считают, что религия в той или иной степени должна присутствовать в жизни народа. Учитывать это необходимо.


Для национальной безопасности любой страны куда опаснее люди, чем боги. Поэтому подходы и оценки происходящего в обществе все же должны строиться на единых принципах человеческого общежития, на общей для всех законодательной базе, независимо от контекста ее применения — религиозного ли, атеистического ли. Ведь когда у человека обманом отнимают квартиру или имущество, ему и его близким все равно: используется при этом некая религиозная риторика новым «мессией» или обещание свежего воздуха и парного молока «черным» риэлтером. Креста нет ни на том, ни на другом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter