Никита Михалков отметил на этой неделе свое 75-летие

Свой среди своих

Воля к жизни и любовь к русской классике: феномен Никиты Михалкова

Почти полгода кинопоказы на популярном телеканале «Дом кино» сопровождались загадочным титром «К юбилею мастера». Кто же этот булгаковский Мастер, столь широко отмечающий знаковую дату? Оказалось, канал решил так громко чествовать народного артиста России режиссера Никиту Михалкова, чье наследие как режиссера, актера и продюсера действительно не изучишь за один вечер. И даже за пять вечеров

В статьях о Михалкове в эти дни у кинокритиков преобладали прохладно-критические интонации. «И действительно, как так вышло, что из «Нашегоникиты», шагавшего по Москве с доброй песней про фиалку, получился Бесогон? — пишет у себя в Facebook кинокритик Зинаида Пронченко. — Ну а был ли мальчик? Который по примеру Робертино Лоретти — вырос и больше не поет...» Мальчик, конечно, был. И любовь к нему и его ранним ролям и картинам не дает отнестись к этой фигуре пренебрежительно. Это боль за близкого родственника, в какой-то момент сбившегося с пути.

Вынесем за скобки отдельные высказывания Никиты Сергеевича в программе «Бесогон», его конфликт с чиновником и банкиром Германом Грефом, его конспирологическую теорию про «чипирование» населения и истинные причины коронавируса, его избиение нацболов, швырнувших в 1991 году в него несколько свежих куриных яиц. Оставим в стороне раскол в российском Союзе кинематографистов в 2008-м и противостояние с классиком Марленом Хуциевым, которого коллеги всего-то хотели переизбрать в качестве председателя этой организации вместо Михалкова, но Никита Сергеевич тогда назвал это решение нелегитимным, и начался отдельный «сериал» с расколом киношников на два лагеря. А вспомним то хорошее, что связано с юбиляром. Ведь оно было, было!

Были «Раба любви» и «Неоконченная пьеса для механического пианино», были «Родня» и требования от чиновников внести в картину почти двести правок! Прежде всего просили вырезать сцену проезда грузовиков с солдатами и летящим в небе самолетом — напоминание о войне в Афганистане. Возмущал внешний вид маленького Феди Стукова, игравшего дочку героини, и то, что ребенок слушает исключительно западную музыку. Министр кинематографии СССР Филипп Ермаш заявил режиссеру: «Таким увидеть советский народ можно было только из окна «Мерседеса»!» Спас фильм генсек СССР Юрий Андропов, которому картина понравилась.

Были яркие актерские работы в фильмах других режиссеров: «Я шагаю по Москве», «Красная палатка», «Сибириада», «Портрет жены художника», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: собака Баскервилей», «Инспектор ГАИ», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Ревизор», «Жмурки», «Мне не больно», «Статский советник» и других. Режиссер Эльдар Рязанов говорил в 2012 году в интервью Дмитрию Быкову: «Михалков — идеально послушный актер, первое образование у него актерское, и тут, скажу прямо, ему мало равных. Отношения у нас в то время были идеальные, это сейчас нет никаких…» А какие восхитительные роли Михалков сыграл в собственных картинах, когда демонстрировал тончайшую нюансировку характера, юмор, иронию и даже некое исповедальное начало.

Была восхитительная «Урга — территория любви», где главную роль исполнил народный артист Беларуси Владимир Гостюхин. Фильм получил «Золотого льва» в Венеции и был выдвинут на «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке». Жаль, что пути Гостюхина и Михалкова теперь разошлись. Вместе они могли бы сделать что-нибудь неординарное. Гостюхин сегодня мечтает о режиссуре. В его портфеле — гениальный сценарий режиссера и драматурга Владимира Толкачикова про внутреннюю кухню современного кино и еще «Дурнушка» по повести Александра Куприна. «Мечтаю, пока я в форме и есть силы, сыграть страсть, последнюю любовь в жизни человека. Я могу это сделать так, как ни один актер не сделает, — признается Владимир Гостюхин. — Но в России все это пробить невозможно: вокруг кино просто настоящая коррупция, мафия и откаты, откаты, откаты...» Огорчался, что студия Михалкова «ТриТэ», снявшая «Легенду № 17», новый «Экипаж» Николая Лебедева, «Движение вверх», работает по американским лекалам. «Мне же хочется вернуть в кино человеческие традиции искренности», — говорит Гостюхин.

Был у Михалкова и «Оскар» за фильм «Утомленные солнцем», проигравший «Золотую пальмовую ветвь» «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино. До сих пор помню, как в эфир программы «Взгляд» в 1995 году к журналисту Александру Любимову, уже оставшемуся к тому моменту в гордом одиночестве, приехал Никита Сергеевич вместе с «Оскаром». Какое это было воодушевление, какая радость для всех!

Была и есть многолетняя работа на посту руководителя Московского международного кинофестиваля. И пусть этот форум открывает не так много имен в последнее время, но это беда всех кинофестивалей, а не только ММКФ. Работает и Академия кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова, выпускаются спектакли со студентами… И снова — по любимому Бунину.

Режиссерская профессия коварна. Не всегда удается реализовать свой замысел и потенциал на все сто процентов. В мастерской у Михалкова на Высших курсах сценаристов и режиссеров учился белорусский кинематографист Виталий Дудин. И о мастере он говорит всегда только в восторженных тонах: «Как-то приезжал в Минск Никита Михалков, который был моим мастером на Высших курсах сценаристов и режиссеров, так он тоже стал расспрашивать меня на эту тему, насколько я реализовался. Я тогда ответил: на пять процентов. После того еще снял фильмы «Кадет» и «На перепутье».

Юбилей Михалкова в эти дни прошел «в рифму» с юбилеем его любимого писателя лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина. Последняя режиссерская работа Михалкова на сегодня — драма по Бунину «Солнечный удар», выдвигавшаяся на «Оскар» в 2014 году волевым решением российского оскаровского комитета. Но, видимо, все же нельзя войти в одну реку дважды, и Никита Сергеевич как большой художник, конечно, это знает.

Анонсировались съемки нового фильма «Шоколадный револьвер» по сценарию братьев Пресняковых. Сюжет держится в секрете. Известно лишь, что в начале истории «дочь известного российского режиссера трагически погибает в Каннах в результате теракта, в планировании которого обвиняют ее отца». Картина должна выйти в прокат в следующем году.

Вся династия Михалковых-Кончаловских сегодня в строю. Брат Андрей выпустил новый фильм «Дорогие товарищи», посвященный драматическим событиям советской истории, и получил за него приз на Венецианском кинофестивале. Главную роль в нем исполнила супруга Кончаловского выпускница Белорусской государственной академии искусств Юлия Высоцкая. Продолжает радовать дочь Михалкова Анна: посмотрите ее выдающуюся актерскую работу в сериале «Эпидемия». Сын Артем снялся у Константина Богомолова в сериале «Хороший человек», вольно пересказывающем историю «ангарского маньяка» Попкова. Надя Михалкова «зажигает» каждую субботу в телепроекте «Ледниковый период». Степан Михалков, сын Никиты Сергеевича и его первой супруги актрисы Анастасии Вертинской, — талантливый ресторатор. Сочетать земное и небесное, божий дар и здоровый прагматизм, кажется, удается всем представителям знаменитого клана.

ЦИТАТА

Режиссер недавно признался, что забыл статуэтку «Оскара» после церемонии в неизвестной машине. «Мы четыре раза были в шорт-листе лучшего фильма на иностранном языке, поэтому ждали победы. Во время перерывов я пил виски, это было то ли шесть, то ли восемь раз. В какой-то момент Надя говорит: «Ну что ты так нервничаешь. Мы что, корову проигрываем?» — с улыбкой вспоминает режиссер. — Никто не запомнил, что это был за автомобиль, не говоря уже про номера. Все только ругались. Скажу одно: об «Оскаре» мечтают все. Это словно победа на Олимпийских играх».

pepel@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter