Ставлю на доверие
Людмила ГАБАСОВА
|
После того как вызванный заменить прокладку в кране сантехник сорвал на нем резьбу и фонтан горячей воды залил наш паркет по щиколотку, я перешла на своего сантехника. А на своего электрика — когда целая бригада мастеров установила водонагреватель так, что отрубило электричество во всем подъезде. Своего же стилиста–парикмахера я стала мысленно на руках носить, стоило случайно попасть под ножницы неумехи в элитном салоне — из зеркала на меня в итоге смотрел кто–то вроде кадета, хоть шапку до носа натягивай. Свой гинеколог появился после похода в известный коммерческий центр, где, похоже, меня решили обследовать, как космонавта, и до скончания века. Или до полного опустошения кошелька... Видишь, не пришлось делать философского выбора — его подсказала сама жизнь. Как и аксиому: не у всех руки делают, а голова думает. Это часто, увы, взаимоисключающие друг друга процессы. Такое, конечно, встречалось всегда. Но раньше как–то менее было заметно — спасибо советской системе образования и семейным ценностям, которые еще не успели низвести до одного хватательного рефлекса. Сейчас в вузы частенько идут с 15 баллами ЦТ по профильным естественнонаучным предметам, на первых курсах восполняя обширные пробелы из школьной программы, а про ссузы и колледжи вообще страшно подумать...
Вот в чем, Роман, прелесть своего специалиста? Не только в том, что он не испытывает твою нервную систему на прочность. Наоборот, он никогда не хочет тебя разочаровать, старается все сделать по максимуму, чтобы ты и дальше к нему обращался. Потому что постоянная клиентура — это его рабочий фундамент да еще и верный источник пиара. В общем, свой — это идеальный игрок на рынке услуг, которому порадовался бы, думаю, даже Адам Смит. А для несвоего ты — песчинка в струйке часов, вернешься потом — не вернешься, какая разница. Вот и вижу: большинство моих знакомых сейчас живут с идеей найти своего! Особенно стоматолога, автослесаря и педиатра. И потом, разве не сами же педагоги советуют нам не подбирать детский сад или школу по принципу удобства, а исходить из личности воспитателя либо первой учительницы, которым своего ребенка доверяешь? Слышишь: личности! А не некоей безликой массы, где, не спорю, тоже множество профессионалов, только их сводят к унылому среднеарифметическому бездари–недоучки. Помню, как мы, родители, первые три класса не могли нарадоваться на нашу Ирину Викторовну — строгую, но добрую, требовательную, но умеющую ребенка любым предметом заинтересовать. Мы и школу–то эту выбрали, потому что она 1 «Б» набирала! Но вот переехала Ирина Викторовна, и на «вахту» заступила Наталья Алексеевна — и тогда все поняли, что такое не фунт изюму...
Еще шар в твою лузу. Тебе не кажется симптоматичным, что Минздрав последние годы сделал ставку на возрождение института семейных врачей, в современном понимании — врачей общей практики? Чтобы доктор умел больше, а знал нас, пациентов своего участка, лучше чуть не с малых лет. В идеале, считай, это должен быть тот же свой врач. Только уже не для счастливых единиц — для сотен. И ждать осталось недолго: уже к 2020 году планируется заменить участковых терапевтов специалистами общей практики.
Кстати, чем больше тебя убеждаю, тем меньше мне нравится как таковое понятие «свой». Ведь создается ощущение, что купленный. А речь совсем о другом — профессионале, которого ты сам себе выбрал в помощники по жизни. И тем самым избавился от тягостной народной традиции постоянно ныть по поводу ужасного сервиса. Мы же грешим этим, правда? Но ровно до тех пор, пока не найдем того, кто делом наше недовольство опровергнет.
gabasova@sb.by
Эпидемия блата
Роман РУДЬ
|
Вот ты описываешь случаи, когда приходилось иметь дело с якобы неумехами, испортившими тебе настроение, электропроводку, прическу... Думаю, Люда, что на самом деле это были не дилетанты, а как раз те, за кого ты ратуешь, — отличные профессионалы, прекрасно обслуживающие своих клиентов. Но ты для них оказалась чужой. Так с какой стати им было стараться? Они приберегут свои навыки и умения для тех, у кого с ними личные теплые отношения. А породили эту ситуацию такие, как ты, — владельцы заветных книжек с нужными телефонами. Это вы развратили сантехников и врачей своими подношениями за особое к вам отношение. Ты, кстати, как–то стыдливо замалчиваешь этот вопрос, хотя я ни за что не поверю, что педиатр и электрик согласились стать для вас своими просто потому, что у вас очаровательные детки или безумно красивый электрощиток. Наверняка не обошлось без приятных подарков, взаимных услуг, переплаты сверх тарифов и прочей товарно–денежной благодарности. Нет вопросов, когда эти люди официально состоят в обслуге какого–то конкретного поместья. Балуй их, сколько угодно. Хозяин — барин. Но если они трудятся в организациях, обязанных обеспечивать всем равное внимание и одинаковое качество услуг, то речь уже можно вести о мелкой, бытовой, повседневной коррупции, которая, идя на пользу немногим, наносит ущерб всем остальным. Знакомый автомеханик, уделив массу своего рабочего времени твоему автомобилю, физически не успеет отдать столько же внимания машинам других клиентов. В итоге они уедут разочарованными и злыми, кляня неумеху–слесаря и всю станцию техобслуживания. Уедут с мыслью о том, что надо искать своего мастера. Так она и расползается, эпидемия полезных знакомств и нужных связей. Болеют все. Не пора ли выздоравливать?
Все, о чем ты говоришь, в СССР называлось коротко и емко: блат. Словечко еще из 30–х годов, означающее получение каких–либо привилегий в обход общепринятых правил. По блату доставали дефицитный товар, получали должности и путевки, пристраивали детей в санатории и престижные вузы. Нормальные люди считали это явление отвратительным, вредным для общества и советской системы в целом. Потому что от собственного ветеринара и знакомого продавца было рукой подать до личного милиционера и своего прокурора. Рукой и подавали. В конвертах, как правило... Не в последнюю очередь это и стало причиной развала огромной страны.
Но коррупция — лишь одна из угроз. Есть и прочие, касающиеся персональных надомных специалистов. У них, например, нет смысла профессионально расти, оттачивая мастерство в массе различных ситуаций с десятками потребителей. Зачем? Есть же постоянная клиентура, с которой достаточно быть всего лишь вежливым и услужливым, чтобы она продолжала ценить своего благодетеля. Вот и пользует всю семью доктор, недалеко ушедший от уровня выпускника мединститута. Или парикмахер, выучивший пару типов стрижки. А ты продолжаешь верить, что это чудодейственный универсал на все случаи жизни... Ведь ему в отличие от безликой массы других спецов можно позвонить на мобильный! Сомнительное профессиональное качество.
В прошлом году газета «Гомельская праўда» писала об итогах внедрения услуги «Личный врач–терапевт». Цитирую представителя поликлиники: «Просчитав стоимость этой услуги, мы определили такого врача, о чем поместили информацию на нашем сайте. Но шквала желающих не последовало. За полгода лечиться у личного доктора захотел лишь один человек».
Понимаю гомельчан! Мне тоже охота, чтобы меня лечил любой терапевт, а не личный, свой, то есть отдельно оплаченный. Убежден, что и ты, Людмила, вряд ли захотела бы становиться для кого–то своим журналистом.
rud@sb.by
Советская Белоруссия № 209 (25091). Суббота, 28 октября 2016
Советская Белоруссия № 209 (25091). Суббота, 28 октября 2016