Весной, как никогда, хочется выглядеть на все сто. И лучшие помощники в этом — питание, одежда и косметика. Поэтому все чаще мы ищем здоровые продукты питания, обновляем гардероб вещами из натурального сырья и присматриваемся к качественным кремам, маскам и тоникам. Многие по привычке ассоциируют все это с импортом. И очень зря. Наши бренды ничуть не хуже и заслуживают, чтобы на них обратили внимание. В качестве белорусских товаров вместе с экспертами разбирались корреспонденты «Р».

Продовольствие с удовольствием
Наши продукты априори считают качественными. Но насколько щепетильно это качество проверяется? Мы заглянули в святую святых — Научно-практический центр Национальной академии наук по продовольствию. Здесь проходит проверку все, что мы видим уже на полках магазинов.

Специалисты центра следят, чтобы ни один показатель качества
не выходил за границы нормативов
не выходил за границы нормативов
На базе центра работает Республиканский контрольно-испытательный комплекс по качеству и безопасности продуктов питания. Человек с улицы, заглянув сюда, может подумать, что оказался в медицинском центре: везде солидное оборудование, стерильная чистота и порядок, за каждой дверью – в лабораториях сотрудники в белых халатах и перчатках. Правда, колдуют они не над пациентами, а над продуктами. Елена Моргунова, заместитель генерального директора по стандартизации и качеству продуктов питания, показывает рукой на статистические таблицы: «Чтобы защитить белорусский рынок от некачественной и фальсифицированной продукции, нашими лабораториями за все время существования разработано более 40 национальных стандартов на методы испытаний и 33 авторские методики, выдано более 45 тысяч протоколов испытаний».
Здесь, естественно, проверяют не только белорусские продукты, но в этот раз нас интересуют именно они. Поэтому попробуем разобраться, какой путь проходит белорусская еда, прежде чем попасть на прилавок. Открываем дверь с надписью «Прием образцов». Именно сюда поступают сыры, конфеты, печенье, кетчуп, яблоки — в общем, все, что можно съесть. Каждый образец приобретает номер и зашифровывается.

Ирина Почицкая, начальник РКИК, берет упаковку с соком, вертит ее в руках: «На любую продукцию должны быть соответствующие документы, подтверждающие качество и безопасность. Чтобы эти документы получить, надо пройти ряд испытаний. Если мы говорим о каких-то новинках, то предприятие без результатов этих исследований не может даже запустить их в производство».
Несколько минут – и наша упаковка с соком обработана и зашифрована. Теперь ее путь пролегает через несколько лабораторий. Заходим в хроматографическую. За этой дверью любой продукт проверят на наличие консервантов, красителей, ароматизаторов… Лаборант погружает пробирку с образцом в специальный прибор. Проходит время – и на экране появляется линия, внешне похожая на кардиограмму. Ирина Михайловна шариковой ручкой водит по монитору: «По этой диаграмме сразу можно определить любые отклонения от нормы». Специалисты признаются: белорусские продукты очень редко выходят за рамки нормативов. Но, в любом случае, если, скажем, вафля, молоко или баночка мясных консервов не проходят проверку, образец забраковывается. В этом случае протокол испытаний не выдается, и этот продукт не попадает в торговую сеть.
Неискушенному зрителю покажется, что в токсикологической лаборатории и вовсе происходят чудеса. А все почему? Здесь пачка гороха и упаковка печенья с легкой руки превращаются в прозрачный раствор. На столике передо мной множество пробирок. Сложно поверить, что вот этот пузырек с жидкостью был рыбой, а вот тот – фаршированным блинчиком. Заведующая лабораторией Елена Александровская берет одну из пробирок: «Наша задача — превратить все виды продукции в такой прозрачный раствор, чтобы потом определить в них наличие микотоксинов и солей тяжелых металлов. Для этого их надо сжечь с помощью азотной кислоты». Между прочим, этот процесс больше похож на съемки кулинарного шоу. Ведь прежде чем отправить продукт в «печь», сотрудники должны все тщательным образом измельчить, причем в обработку надо отправлять только съедобную часть. Вот и приходится им отделять зерна от плевел, а точнее, потрошить рыбку или щелкать семечки.
В аналитической лаборатории проводят физико-химические исследования. От сотрудников лаборатории не ускользнет ни один показатель – белки, жиры, микроэлементы. Здесь же продукт «просканируют» на антибиотики и ГМО. «В нашей стране генно-модифицированные продукты в промышленных масштабах не производятся. Обнаруживаем в привозных», — обращает внимание Ирина Почицкая.
Но на этом исследования не завершаются. В Республиканском контрольно-испытательном комплексе по качеству и безопасности продуктов питания работает еще микробиологическая лаборатория, где проводят анализ на микробиологическую безопасность. Сальмонелла, стафилококк, листерии, дрожжи, плесень – такая «флора и фауна» точно не ускользнет от глаза лаборанта. Кроме того, образцы проходят радиологическую проверку.
Но и это еще не конечный пункт. На базе центра создана система центральных дегустационных комиссий, которая дает оценку органолептических характеристик пищевой продукции, учитывается вкус, цвет, запах. Елена Моргунова показывает зал, где проходят дегустации: «Вся новая белорусская продукция для постановки на производство должна пройти через заседание такой комиссии. Серийно изготавливаемая продукция также проходит подтверждение качества».
Не знаю, как вам, а мне после новой информации стало как-то спокойнее покупать продукты в магазине. А поскольку на улице весна, почему бы еще не перейти в клуб почитателей здорового образа жизни, где правильное и качественное питание занимают лидирующие позиции.
Комментарий

— Каждый день мы выдаем десятки протоколов и по нашей продукции, и по импорту. Чтобы обеспечить конкурентоспособность белорусского товара, функционирует комплексная система достижения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. Работает национальный технический комитет по стандартизации. Комитетом разработано — только вдумайтесь в цифру — 170 стандартов. Все они максимально приближены к европейским. Только по сокам – 7 стандартов и 23 методики контроля показателей. А ведь до 2006 года на рынок поступало около 60 процентов фальсифицированных соков – разбавленных, с низкими показателями и сомнительным качеством.
На базе центра работает орган по сертификации пищевой продукции. А также Республиканский контрольно-испытательный комплекс по качеству и безопасности продуктов питания, где все образцы продуктов проходят жесткий контроль. Допустим, получаем задание проверить детское питание. Оно закупается в торговой сети и полностью проверяется. Кстати, белорусские детские пюре-соки существенно выигрывают по сравнению с импортными. Состав на этикетке и наполнение в привозной продукции при проверке могут существенно не совпадать. Если у нас из семи параметров один не соответствует, то в импортной продукции речь может идти и о 60 процентах. Белорусские детские смеси, пюре, соки, молочную продукцию можно смело покупать и не задумываться. Контроль качественный. Не зря россияне хотели все наше детское питание закупить полностью, но с условием выпуска продукции под своей собственной маркой. Такой вариант нас, естественно, не устроил. В центре есть служба, контролирующая работу заводских лабораторий.
Потребители должны знать: в стране создана и эффективно действует последовательная, комплексная, замкнутая система достижения качества пищевых продуктов, которая предполагает все этапы контроля.
Таисия АЗАНОВИЧ
azanovich@sb.by
Одежды юношей питают
Модники страны взбудоражены: к лету обещают удивить пошитыми у нас джинсами. Фишка обновки — в натуральности: на 67 процентов она будет состоять изо льна, на 33 — из хлопка. Стоимость, правда, будет выше китайских, которые продают сегодня на рынке, — от 600 тысяч рублей до миллиона в зависимости от отделки ткани. Правда, вещь будет куда приятнее для кожи, да и прослужит дольше. Что по этому поводу думают дизайнеры и как они относятся к нашему льну, выяснила «Р».

Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Оршанского льнокомбината Дмитрий Муравьев с любопытством ждет, что же из ткани, по структуре и плотности похожей на джинс, сотворят на фабриках. Образцы материала предоставили партнерам, в том числе зарубежным. Что из нее может получиться, показали на расширенном совещании «Беллегпрома» в середине марта. Результат, надо признать, многих впечатлил.
— Заявки сейчас обобщаются и планируются отгрузки. Куда? Первые партии будем поставлять в наши торговые дома в Эстонии, Украине и России. Дальше они будут направлять ткань швейным предприятиям своих регионов. Могу сказать, что крупные мировые бренды заинтересовались нашей новинкой, турки спрашивают. Уверен, в ближайшее время джинсовые коллекции изо льна появятся во многих странах. Ведь за границей очень ценят этот экологически чистый продукт. По своим свойствам он лучше хлопка. Среди наших предприятий заявки сделали «Калинка», «Знамя индустриализации», «Надэкс», «Элема», «Коминтерн» и другие швейные заводы концерна. Летом на рынке появятся не только джинсы разного фасона и оттенка, но также пиджаки, куртки... Все зависит от творчества дизайнеров, маркетологов — им решать, что будет лучше носиться и пользоваться спросом, — подчеркивает замгендиректора.
Мозырская швейная фабрика «Надэкс», например, уже начала отгружать рубашки и блузки из льняного джинса в магазины страны и на экспорт. Правда, до Минска товар пока не доехал. Чуть позже появятся платья и туники. Специалист по маркетингу фабрики Андрей Григоревич обращает внимание: расцветки красивые, но не похожи на привычную джинсовую ткань.
Тем временем на витебской фабрике «Знамя индустриализации» ждут, когда в Орше закончится доработка ткани для джинсов и материал поступит на завод. Здесь уже отшили первые модели брюк, отдали на худсовет льнокомбината, чтобы там оценили дизайн, плотность, износостойкость. Вопросы есть, признают витебские маркетологи. Ведь сами по себе белорусские джинсы несколько плотнее, чем чисто хлопковые, а значит, возможны корректировки. Закончится доработка в апреле — к лету «Знамя индустриализации» обещает отдать джинсы в торговлю.
Обзвонила несколько магазинов, специализирующихся на продаже изделий из льна в поисках анонсированных обновок: пока не приходили. Но будут ли готовы покупатели раскошелиться? Ведь часто приходится слышать, что цены для наших граждан немного кусаются. Я заглянула в один из магазинов в центре города. Льняные платья производства «Калинки» здесь предлагают за 530 тысяч рублей, брюки — за 290—330 тысяч, юбки — за 480, блузки — за 460, за кофточки просят 330 тысяч. В принципе, не так уж и дорого. Хотя ту же блузку из синтетики можно найти на рынке тысяч за 150 минимум. Возможно, дешевле выйдет и привычная юбка. Но по другим позициям цены сопоставимы.
Поэтому неудивительно, что весной и летом наши дамы и представители сильной половины все же примеряют лен. Правда, в магазинах не скрывают: основной расчет на иностранцев — они ценят и восхищаются натуральным постельным и столовым бельем, полотенцами, одеждой, берут практически не глядя. Другое дело мы: можем покрутиться перед зеркалом и уйти с пустыми руками. Менталитет такой — порой к своим товарам относимся с предубеждением. Одни ассоциируют одежду изо льна с деревней, другие по старой памяти сетуют на однотонность, третьи — на то, что наряды довольно свободны, в них не впишешься в дресс-код, они легко мнутся и практически не разглаживаются. Заведующая магазином «Белорусский лен» в одном из торговых центров Минска Екатерина Щука советует повнимательнее присмотреться к моделям:
— Судя по товару, могу утверждать: изделия изо льна прибавляют в качестве. Уже появляются такие, что и гладить не надо. Даже после стирки. Цветовая гамма — разнообразнейшая.
Все это — результат модернизации, убежден Муравьев. На комбинате лен уже красят, умягчают, вышивают на нем, делают печать, рисунки. Сейчас комбинат, состоящий из пяти фабрик, переживает третий этап техперевооружения. К концу 2017 года обновление закончится и ассортимент нас удивит, обещают заводчане. Например, о грубом постельном льняном белье они просят забыть прямо сейчас: благодаря специальным станкам простыни получаются гораздо мягче. Есть интересный вариант и для любителей парилки — льняные банные полотенца. Они будут пожестче хлопчатобумажных, зато с массажным эффектом.
Дизайнер Анастасия Фалькович подтверждает: нынешние льняные ткани действительно отличаются от тех, что были еще лет пять назад, и по внешнему виду, и на ощупь. Например, тогда ткань давала сильную усадку — 10 сантиметров с метра, сейчас — сантиметра три, говорит дизайнер. К тому же лен стал легче разглаживаться. Совет от специалиста: натуральная одежда лучше поддается утюгу после того, как повисит в сыром помещении, например, в ванной. Словом, о дорогом итальянском материале клиенты Анастасии, которая занимается пошивом одежды на заказ, забыли. Дамы приходят за платьями и юбками в пол, мужчины — за брюками на завязках и рубашками. Примечательно, что обновки из натурального материала просят пошить люди в возрасте. А у молодежи не хватает времени и терпения для ухода за вещами изо льна. Да и стройные фигуры такая одежда, судя по представленным в магазинах моделям, не облегает. С одной стороны, запас делают на случай усадки, с другой — делают скидку на жару и некоторую грубость материала.
— Сейчас в моде как раз широкие свободные силуэты, пастельные тона. Деним же – это классика, — делится наблюдениями Анастасия Фалькович.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий МУРАВЬЕВ, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Оршанского льнокомбината:
— В нашем ассортименте сегодня более 6 тысяч артикулов. Это современные модели: мы следим за мировыми тенденциями, ведь экспортируем продукцию более чем в 40 стран. По постельному и столовому белью мы лидеры не только на постсоветском пространстве, но и в дальнем зарубежье. Нас знают в Турции, Европе, США, ЮАР, Доминиканской Республике, Китае, Таиланде.
Мария ДРУК
druk@sb.by
Результат на лице написан
Красота спасет мир, а саму красоту подчеркнет косметика. В том числе и белорусская. Не верите? Проверим! Отправляюсь на одну из минских парфюмерно-косметических фабрик по адресу: Володько, 6. Почти 24 тысячи квадратных метров производства, более 300 работников, сотни наименований продукции, которая востребована во многих странах мира.

Процесс изготовления продукции завораживает. В металлических котлах, больше похожих на гигантские скороварки, варят шампунь, жидкое мыло или зубную пасту. Потом 3—5 дней готовый продукт отстаивается, позже попадает в зал расфасовки и упаковки. Большинство продукции расфасовывается вручную. Затем все бутылочки, тюбики, коробочки отправляются на склад, а оттуда прямиком в торговые точки. Кстати, своих сетевых магазинов предприятие не имеет, потому что белорусский рынок начали осваивать лет 7 назад, до этого 99 процентов косметики шло на экспорт.
А вот из чего все это варится, другой вопрос. «Сырье используем импортное, такое же, как и мировые гиганты, производящие косметику, парфюмерию и фармацевтику. Из нашего берем только воду и соль», — объясняет директор предприятия Ирина Скуратович. И уточняет: качество продукции проверяется на всех этапах — в процессе закупки сырья, до и во время варки. То есть ни один шампунь или крем не проскочит мимо лаборатории, аттестованной для оценки продукции по основным физико-химическим и органолептическим показателям. Причем не избежать проверки даже перед расфасовкой. Микробиолог выборочно берет продукт, чтобы еще раз оценить его внешний вид, взвесить, проверить на вязкость и то, как легко его извлечь из упаковки. Времени до вынесения вердикта у специалиста – от 3 до 5 дней. Образец каждой партии хранится в архиве лаборатории три года (весь срок годности). Для чего? Открыл покупатель шампунь, а тот испортился. Спорную ситуацию решит как раз сохраненный образец.
Еще этап. Прежде чем выпустить продукт, его искусственно старят, засовывают в термостат с высокой температурой, создают повышенную влажность. Все для того, чтобы знать, как будет вести себя продукт. Вдруг человек захочет хранить крем для лица на радиаторе?
Хорошо. А кто еще докажет качество и эффективность продукта? Лаборатория, проводящая клинические испытания, уточняет Ирина Скуратович. В стране таких нет, поэтому образцы отправляются в московскую. От полугода и дольше новый продукт тестируют добровольцы. И если на этикетке написано, что крем для рук снимает воспаление и тонизирует кожу, значит, так оно и есть.
О качестве говорят и рынки сбыта. Россия, страны Балтии, Болгария, Молдова, Иран, Ирак, Словакия, Китай. Да что там Китай, если даже Израиль со своим Мертвым морем и своей косметикой обратил на нас внимание. Разве стали бы интересоваться некачественной косметикой в Израиле, задается вопросом директор предприятия. Да и договор на выпуск серии косметики под маркой World of Tanks тоже о многом говорит: к 9 мая она будет уже на полках магазинов.
Впрочем, по мнению Ирины Скуратович, дело даже не в качестве. Сложнее сломать стереотип о том, что белорусское должно быть в два-три раза дешевле импортного. Так не бывает, если продукция качественная.
Понятно, что производитель всегда будет хвалить свой товар. Лучший же показатель его популярности — продажи. Поэтому отправляюсь по магазинам.
В большинстве из них как минимум половину полок занимает белорусская, называемая в народе уходовая косметика. Меня привлекает витрина с бальзамом для волос «Ревивор», которым одно время постоянно пользовалась. Несколько лет назад подкупило именно качество продукта. Охотно берут его и сейчас, подтверждает продавец Ольга. А также другие продукты линейки – шампуни, восстанавливающие маски для волос. Еще покупательницы жалуют кремы для рук и средства для снятия макияжа. А вот декоративную косметику (тушь для ресниц, румяна, помаду) пока еще предпочитают импортную. Хотя российская телеведущая, одна из самых известных экспертов моды Эвелина Хромченко, в белорусскую тушь для ресниц LUXVISAGE XXL все же влюбилась. О чем оповестила в соцсетях.
Раз есть качество и спрос на него — значит, должен быть результат. И здесь нужно авторитетное мнение. Косметолог-эстетист Алла Ильюк в профессии почти 20 лет и может сравнить действие того или иного продукта. Специалист отмечает: наши дамы стали чаще пользоваться белорусской косметикой.
«Когда вижу, что у женщины хорошая кожа, всегда интересуюсь, чем она пользуется, — рассказывает специалист. — Многие говорят, что белорусскими средствами. И это приятно удивляет». Больше всего положительных отзывов, правда, о средствах по уходу за молодой кожей. И это естественно, ведь к качеству здесь прилагается молодость. Зрелую кожу одними кремами да масками не обманешь.
Поэтому белорусская косметика превращается в национальный бренд. Принцип производства косметики одинаков, при этом наши производители ничуть не отстают от зарубежных, применяя похожие компоненты, говорит специалист. Взять тот же крем с экстрактом черной икры или муцином улитки. Импортные его аналоги стоят намного дороже. Клиенты без стеснения рассказывают, что везут в подарок нашу косметику за границу — в Россию, Украину, Польшу. ВИП-серии для ухода за зрелой кожей пользуются популярностью даже в Америке.
Да и многое из белорусской косметики проверено на себе, родственниках и знакомых, уверяет специалист. Потому рекомендует своим клиентам кое-какие продукты. Например, серию с маслом чайного дерева, она ничуть не хуже импортной справляется с лечением проблемной кожи. Главное ведь для косметолога что? Чтобы результат, как говорится, был на лицо.
Елена МИСНИК
misnik@sb.by