Доллар теряет статус валюты сбережения

Свой рубль ближе к делу

С 1990–х, когда в стране галопировала инфляция, прижилась у нас привычка хранить сбережения в иностранных деньгах. Как результат, две трети депозитов и ценных бумаг номинированы в долларах, евро, российских рублях. Но минувший год, зафиксировавший самый низкий уровень инфляции за всю историю независимой Беларуси, похоже, задал иной тренд.


К началу марта жители страны принесли на срочные депозитные счета в банки 3,481 млрд рублей. Сумма на 140,5 млн больше, чем была в конце декабря, и почти на 531 млн весомее, чем зафиксирована на 1 января 2017 года. Даже если вычесть процентный доход, рост сбережений в национальной валюте очевиден. А что с валютой иностранной? За тот же период с валютных долгосрочных счетов утекло 389 млн долларов, из них 80 млн в последние два месяца. Если еще учесть, что вот уже третий год население страны — чистый продавец наличных иностранных дензнаков, то факт налицо: доллар теряет статус валюты сбережения.

К слову, в феврале граждане продали долларов на 217 млн больше, чем приобрели, — результат вдвое лучше январского. С точки зрения пополнения закромов государства. Ведь если спрос на валюту меньше, то больше ее идет в золотовалютные резервы. Предприятия и организации также наращивают валютные накопления. С конца декабря суммы на срочных валютных счетах юрлиц увеличились почти на 4%, с января 2017–го — на 27,6%. Это тенденция иного рода, которая говорит о хорошей конъюнктуре экспорта.

Однако можно ли уже всерьез говорить о перетоке валютных вкладов в рублевые? Этого который год добивается Нацбанк, ориентируя банки правильно устанавливать процентные ставки. Разница очевидна: 1,5% годовых нынче предложат вкладчику с долларами и 11,8% — в национальной валюте. В другой ситуации это должно было бы привести к лавинообразному росту рублевых вкладов, которого, надо признать, пока все–таки нет. Почему? Да потому, что есть у нас еще одна старая добрая привычка. 96% жилья —  в собственности граждан. Создается новая семья — и что стараются сделать родители? Правильно, помочь купить молодым отдельное жилье. А еще недвижимость — это вполне себе доходный бизнес. В стране почти 148 тысяч собственников как минимум двух квартир. Причем спрос на квадратные метры концентрируется в Минске и крупных городах.

Только за январь — февраль цены в минских новостройках выросли в среднем на 4%. С рынка вымываются предложения по цене ниже 1.000 долларов в эквиваленте за квадратный метр. Нередки новости о давках в очередях за двушками по 56 тысяч долларов в эквиваленте. И поскольку серьезные накопления наши граждане по–прежнему хранят дома или в банке в твердой валюте, а расплачиваться с застройщиками и продавцами квадратных метров приходится в белорусских рублях, вот и текут иностранные дензнаки в обменники. Если спрос на недвижимость сохранится, то это гарантирует не только обещанную Нацбанком стабильность курса национальной валюты и серьезный рост золотовалютных резервов страны — рублевым вкладам такой расклад тоже в плюс. Курс доллара стабилен уже третий год подряд, и его ярые поклонники теряют капитал, а банковские проценты по депозитам в национальной валюте выше инфляции.

aelita@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter