Свой парень

Алексей Шемаров — одна из основных наших надежд на стартующем чемпионате Европы по вольной и греко–римской борьбе в Германии...

Алексей Шемаров — одна из основных наших надежд на стартующем чемпионате Европы по вольной и греко–римской борьбе в Германии. Уже только тот факт, что он — «вольник» и борется в супертяжелой весовой категории, где когда–то безраздельно властвовал Александр Медведь, делает Алексея персоной интересной. А если учесть еще, что он сегодня лидер национальной команды, то это уже прекрасный повод познакомиться с ним поближе.


Родился в Калининграде, долгое время выступал под флагом сборной России. Но при этом Беларусь для него не была чужой — за нашу команду боролся старший брат Леши Александр. Да так после завершения карьеры здесь и остался. Теперь он индивидуальный предприниматель. Кроме борьбы, Алексей любит хоккей. Болеет, играет сам в любительской лиге и водит на занятия пятилетнего сына. Конечно же, в школу «Юность». Есть еще дочка (ей 2 года) и любимая жена.


Это вам для сведения, так называемое личное. А говорили мы с Шемаровым, конечно, о борьбе. Я навестил его в Стайках, на одной из последних тренировок команды перед отлетом в Германию.


— Когда брат перебрался в Беларусь, я, конечно, не думал, что со временем тоже здесь окажусь. Тем более что на тот момент был еще слишком юн. Но в Стайках бываю с давних времен, году в 1998–м впервые заехал сюда на базу, еще даже в сборной России не был, приезжал просто брату помогать, был его спарринг–партнером. А сейчас это уже мой дом родной — и Минск, имею в виду, и Стайки. Мы ведь месяца два в году неизменно тут на сборах проводим. Ну и плюс к этому на Кавказ регулярно езжу. Увы, в Беларуси в моем весе нет сильных борцов для конкуренции, и готовиться к чемпионату Европы я летал во Владикавказ, вернулся оттуда лишь за неделю до старта.


— Ты, если не ошибаюсь, коренной калининградец?


— Дед после войны остался жить в освобожденном Кенигсберге. Отец там родился, а мать по национальности литовка.


— А в борьбу пошел наверняка потому, что родом из вашего славного города знаменитые братья Белоглазовы.


— Нет, тут все гораздо прозаичнее: отец боролся, он мастер спорта, старший брат тоже... У меня–то выбора, можно сказать, не было. Я в детстве убегал в футбол играть, в большой теннис — только бы не на борьбу, но от папы было не скрыться. А о Белоглазовых я уже потом узнал, один из братьев — Анатолий Сергеевич — даже опеку надо мной взял, был моим наставником в сборной России.


— Чемпионат мира прошлого года в Москве с какими чувствами вспоминаешь? Наверняка ведь рассчитывал на нечто больше, чем 11–е место...


— Тяжелый был день. Можно сказать, что не повезло с жеребьевкой, но всем давно известно, как в борьбе нынче «жеребят». Раньше спортсмены сами тянули свой номерок, а теперь борцов по турнирной сетке распределяет компьютер. А за любой машиной, в том числе и электронной, стоит человек. Так что такой жребий «слепым» назвать никак нельзя. Первенство проходило в Москве, и можно, конечно, считать случайностью, что российскому супертяжу Билялу Махову на пути к финалу не попалось фаворитов, но я уверен, что все здесь решил отнюдь не случай. Зато на другой турнирной дороге собрались все претенденты на награды.


— Я так понимаю, что Олимпиада в Лондоне — твоя главная ставка в борцовской жизни?


— Да. Я иду к этой цели, мне необходимо сделать все возможное, чтобы ее достичь.


— Знаю, что олимпийский шанс у тебя был и в 2008–м, но на отборочном чемпионате России ты занял второе место и в итоге это не позволило тебе отправиться в Пекин. Тогда именно Махов стал на твоем пути?


— Как раз в тот год я его победил. В финале меня ждал другой фаворит — Бахтияр Ахмедов. Он и отправился в Пекин, но победить там не сумел, уступив в финале Артуру Таймазову из Узбекистана. В России вообще в этом плане очень сложно. Мне как единственному борцу, который имел в сборной славянское происхождение, было непросто на что–то реально претендовать. Скажу так: поддавливали со всех сторон.


— Кстати, вспоминая все тот же 2008–й и отбор на Олимпийские игры, приходит на память и такой эпизод. Во время турнира памяти Ивана Ярыгина в Красноярске Махов вдруг почувствовал себя плохо. Анализы показали, что он был отравлен ртутью и не смог принять участия на чемпионате Европы. Это, я так понимаю, и есть жестокие нравы сегодняшней российской борьбы?


— Нельзя быть в чем–то уверенным: кто это сделал, как это сделал и сделал ли вообще. Есть догадки, но они ничем не подкреплены. Я могу сказать лишь то, что уже сказал: мне пришлось нелегко. До драки, до крови, до оскорблений. Конкуренция там бешеная. Кто не был и не испытал на собственной шкуре — не поймет.


— Тебе ведь после 2008–го поступило сразу несколько предложений выступать под флагом другого государства. Почему выбрал Беларусь?


— Я выбрал славянское государство. Тем более что брат здесь. Не последним оказалось и слово председателя федерации борьбы Юрия Чижа.


— На чемпионат Европы ты едешь лидером сборной. Какие задачи перед собой поставил?


— Мне нужна золотая медаль.


Компетентно


Сергей Китаев, главный тренер сборной страны по вольной борьбе: «В графике сезона стартующий чемпионат Европы — один из этапов подготовки к мировому первенству, где будут разыгрываться олимпийские лицензии. Хотим дать немножко побороться молодым. У Ризвана Гаджиева, Мурада Гайдарова, Руслана Шейхова есть микротравмы, их нужно залечить, чтобы подвести спортсменов к чемпионату мира в полном здравии. Леша Шемаров едет в качестве явного лидера, ему нужна борцовская практика, так как в стране конкурентов у него нет. Задача для всех одна — хорошо побороться. Верю во всех ребят. Хорошо проявил себя на турнире Александра Медведя Али Шабанов, выиграл два последних крупных международных старта Омаргаджи Магомедов. Посмотрим, как он справится психологически с первенством континента. В прошлом году на чемпионате мира с этим были проблемы...»


Камандар Маджидов, тренер сборной страны по греко–римской борьбе: «Михаила Семенова и Александра Кикинева мы решили в Германию не везти. По возрасту они самые взрослые в нашей команде, к тому же Миша долгое время был травмирован. Путь спокойно готовятся к первенству мира. Во всех остальных категориях едут первые номера. Везти молодых? Вы видели, как делают картофель фри? Опускают сырую картошку в кипящее масло. Достают — она сверху запеклась, а внутри сырая. Вот так и здесь. На чемпионат Европы должны ехать ребята подготовленные, иначе страх застрянет внутри и не даст развиваться дальше. Задачи? Думаю, что без медалей не останемся...»


Кстати


Наши самбисты завоевали 7 медалей (1 золотая, 1 серебряная, 5 бронзовых) на мемориале Анатолия Харлампиева в Москве, который является этапом Суперкубка мира. «Золото» в активе Анжелы Паим–Красковской (весовая категория до 64 кг), серебряным медалистом стал Алексей Степаньков (90 кг), «бронза» на счету Ивана Анискевича (57 кг), Степана Попова (74 кг), Катерины Прокопенко (60 кг), Марии Кузнецовой (72 кг) и Ирины Иодковской (свыше 80 кг).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter