Свой мотоблок мзды не берет

Вчера свекор дал нам отмашку: нечего мне и мужу ехать на посадку картошки за 300 километров — мол, сами справятся. Как аргумент прислал в Viber видео: новенький мотоблок с плугом сам нарезает борозну, а свекор идет за агрегатом со смартфоном и ведет съемку. Ну чем не сельский блогер?!


Да, проходят времена, когда высаживали или убирали картошку толокой под коня. Сначала «обсадили» брата, потом сестру, затем к матери поехали… Хозяин с конем по весне был самым востребованным и уважаемым работником на селе, к нему выстраивалась очередь. Так, на моей малой родине кобыла Рамона за весну могла заработать годовой запас пропитания, да и ее хозяин вовсе не голодал.

На Столинщине Михаил Яскевич всю жизнь держит лошадей. Сейчас «обсаживает» одиноких стариков, вдов. Толоки на селе больше нет, люди копошатся в огородах каждый сам по себе. Это все механизация, сетует сельчанин: в сарае каждого рачительного хозяина стоит мотоблок или мотокультиватор. Печально: привозишь детей из города в деревню, так даже и коня нет, чтобы показать вживую, а не на картинке.

Сельчан понять тоже можно. Это горожанам кажется, что урожай с неба просто так падает. Но посадить картошку, забороновать, окучить, выкопать — за все плати или, любят у нас говорить, «на пляшку» дай. Держать коня еще дороже. Какой смысл год кормить скотину ради небольшого надела земли? Сена заготовь, на выгон отведи-забери, приболел — лечи.

О том, что люди на селе все чаще предпочитают живой рабочей силе мини-сельхозтехнику, говорит и статистика. Так, в ЛПХ в этом году насчитали 22 тысячи лошадей. Для сравнения, еще в 2016-м их было почти вдвое больше — 38,1 тысячи. Кто-то резонно заметит: из деревни уезжают, старики умирают. Согласна, так и есть, но это скорее косвенные причины. Попросила в Лядецком сельисполкоме Столинского района поднять домовую книгу. Так вот в 2010 году сельчане — а это один агрогородок и три деревни — держали 196 лошадей. В 2020-м осталось всего 49 лошадей. Думаете, за 10 лет деревни вымерли или оттуда все мигрировали? Вовсе нет. Да, численность жителей сократилась на 364 человека. Если вывести коэффициент, получаем: в 2010 году одна лошадь была на 13 человек, а в 2020-м — на 44. Разницу чувствуете?

Что имеем? В какой райцентр ни загляни, там как минимум один магазин мини-сельхозтехники. И в них, особенно ранней весной, не продохнуть. Родня загибает пальцы и перечисляет тех, кто продал коня и купил мотоблок. На покупку приходят посмотреть соседи, хвастаются навесным оборудованием, если кто приобрел к мотоблоку. А сегодня ого какое продвинутое поколение сельчан в возрасте! И роликами на YouTube делятся, и обзорами блогеров, и статьями о сельхозновинках. Хвалили в разговоре со мной сельчане сморгонские мотоблоки, которые выпускает холдинг МТЗ. На заводе с конвейера в год сходит до 6 тысяч, и половину из них, это факт, раскупают белорусы. То есть «технопарк частных подворий» в год приобретает 2,5—3 тысячи отечественных мотоблоков. А ведь рынок переполнен еще и российскими, китайскими, немецкими агрегатами. Это немало, учитывая, что у техники большой ресурс. У многих сельчан видела образцы мотоблоков МТЗ еще советской сборки и даже с оригинальными запчастями.

Так стоит ли корить сельчан за то, что лошади переводятся? Я все же за прогресс. Да, наши трудолюбивые предки сельхозработ без плуга не мыслили, но это не значит, что и сегодня нужно тратить массу физических сил на то, что легко сделает агрегат. Труд на земле нелегкий, здоровья не добавляет. Любой хозяин скажет, тем же конем «не всегда у забора, вокруг яблонь картошку выорешь, приходится вручную маслать». А мотоблоки маневренные, простые в уходе, ремонте. Плюс еще и доступное средство передвижения, которое не требует водительской корочки. Видели бы вы, сколько женщин носится иной раз на мотоблоке с прицепом по деревне. А что делать, коли на мужика надежды нет?..

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter