Свой интерес

За нефтяными кулисами
За нефтяными кулисами

Вот что сказал о нефтяном конфликте российский политик Сергей Глазьев:

«Заявления о том, что отмена экспортных пошлин на российскую нефть ударит по простым гражданам Российской Федерации, неправомерны.

Согласно денежной политике, которую проводят Центробанк и министерство финансов России, та часть прибыли, которая будет изъята за счет экспортных пошлин и дополнительных налоговых поступлений, не будет израсходована российским бюджетом. Она будет направлена в российский Стабилизационный фонд, который находится в США, и через него перемещена на кредитование дефицитов бюджета Соединенных Штатов и других стран НАТО.

Поэтому российские бюджетополучатели в этих дополнительных деньгах не нуждаются. Мы ничего, кроме символических процентов, от этих денег не получим».

...Не будем комментировать мнение г–на Глазьева, поскольку оно в известной мере тоже субъективно и отражает его политические взгляды. Иногда бывает полезно взглянуть «поверх» ситуации. Бесконечная критика США и готовность в каждом чихе видеть «заокеанскую руку» не всегда продуктивно. Жизнь сложнее представлений политиков. Да, США увязывают многие внешнеполитические инициативы с «национальными интересами», которые, надо признать, не всегда заслуживают определения «пресловутые»... Забота об интересах предполагает широкий спектр. Иногда в него входит и помощь верным союзникам. Пусть, в принципе, и не бескорыстная, тем не менее — помощь. Давайте посмотрим на отношения США и Грузии. Вполне вероятно, что немалую роль здесь играют стратегические планы Пентагона, не желающего снимать пальцы с геополитической точки, которая находится и в европейской, и в ближневосточной плоскости. С этой точки зрения действия Пентагона вполне логичны. Не будем сбрасывать со счетов и черноморские коммуникации, а также актуальные трубопроводы. Вообще, интересы военных далеко не всегда универсально–симпатичны, они не могут всем нравиться. Но поскольку они есть и являются данностью, то к их оценке следует относиться как минимум серьезно, без улюлюканья и пустого смеха. Если же базироваться на объективных суждениях, то следует признать, что Пентагон и обслуживающая его дипломатия действуют порой системно и весомо. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что российская группировка, во многом контролировавшая наземное и воздушное закавказское направление, была не так давно эвакуирована из Ахалкалаки. Печально — но факт.

Рассмотрим ситуацию с другой стороны.

Спохватившись, Россия решила наказать Грузию. Кроме смехотворных санкций вроде признания вредоносности любимого сталинского вина «Хванчкары», Москва установила космическую цену на газ. Разрабатывая эту карательную акцию, стратеги, очевидно, полагали, что замерзающие грузины в гневе изгонят из Тбилиси Саакашвили и дружно попросятся в Москву. Но этого не случилось. И прежде всего потому, что люди из Пентагона смогли убедить свое правительство оказать срочную финансовую помощь союзническому Тбилиси. В итоге, несмотря на всю внеэкономичность мероприятия, грузины совершенно спокойно ложатся спать, понимая, что исполненный свехдержавой союзнический долг греет не меньше сжиженного газа.

Вполне понятно, что все это выглядит небезупречно. Найдется немало комментаторов, которые будут говорить о «паразитизме», «подкупе», коварных силах, ползучей аннексии и многом ином. Ясно также, что на страницах грузинских газет все это же выглядит исключительно как проявления благородной и дальновидной политики.

Словом — все дело в интерпретации.

А говорится это потому, что сейчас многие российские политики рассматривают нефтяной конфликт с единственной колокольни: дескать, мы «кормили — поили» неразумных белорусов и вели себя, как добрые родители. Но если они хотят жить самостоятельно, то пусть живут как хотят. Иного — не дано! Так семейно–патриархальные отношения выступают примером для взаимоотношений современных и цивилизованных государств! Но всякие сравнения, как известно, хромают.

Во–первых, чрезмерно плоская, доходящая до грубостей схема («кормили — поили») является искажением бесчисленного множества очевидных фактов. Ведь не заслуга пылких политиков в том, что газонефтяные месторождения находятся в России — это природное явление. Но поскольку они находятся в России, то хозяева им русские, стало быть, за свою нефть они могут выставлять свою цену. Но и трубы, которые были построены отнюдь не Россией, а Советским Союзом, находятся в Беларуси, поэтому белорусы имеют полное право назначать за их эксплуатацию любые цены. Но вся эта мотивировка не выдерживает аргументированной критики. Ведь кроме двух–трех миллиардов, которые являются ничтожной суммой для российского бюджета, существуют еще и гораздо более серьезные резоны. Мало того, что события нынешней недели испугали Европу, так позиция самой России в сложившейся ситуации видится не простой, а, возможно, и проигрышной. Прошлогодний опыт газового давления на Украину, кажется, ничему не научил российское руководство. Тогда европейские потребители расценили газовый диктат как чисто показательное явление, но это не помешало серьезно задуматься о диверсификации закупок углеводорода. В Москве на это посмотрели иначе, наступив на те же самые грабли. Но на этот раз удар получился несравнимо более болезненным. Последствия этого бессмысленного шага будут ощущаться долго. Хотя бы потому, что Россия отталкивает от себя верного и проверенного союзника. Нет, никто не педалирует на жалость! Межгосударственные отношения требуют не менее скрупулезного подсчета «за» и «против», чем цена за баррель нефти. Можно улучшить «капитализацию» «Газпрома», но усложнить геополитическое будущее страны. Только самые неисправимые болтуны могут сегодня рассуждать о том, что если закроется вилейский объект космических войск России, то завтра над Смоленском начнут кружить неопознанные летающие объекты. Но трудно возразить тем, кто считает, что при продолжении диктата и доминирования «рыночная» Россия окажется окруженной соседями, напрочь лишенными пиетета перед имперской «энергодержавой». Национальные интересы (не путать с интересами руководства «Газпрома» и иных высокопоставленных олигархов) серьезной, думающей о будущем страны предполагают все же конкретную, реальную помощь союзникам.

Звучит слишком прагматично?

Не более прагматично, чем пошлые разговоры на тему: «или идите под нашу крышу, или платите по полной программе!»

То, что соединяет Беларусь и Россию, невозможно просчитать на калькуляторе. Ни на старом, советского образца «Феликсе», ни на суперкомпе!

Что касается денежного эквивалента крепких союзнических отношений, то единоразовое, вдвое, повышение цены на газ (вообще–то неслыханное дело в межторговых отношениях) станет достаточно серьезным испытанием для белорусской экономики. Но не катастрофическим! Возможно, конечно, определенное повышение цен, но и это не станет шоковой терапией для населения.

Да, всем, от министра до комбайнера, придется более серьезно отнестись к своей работе, ясно осознавая, что на календаре, увы, капиталистическое время, которое при всех обидных несуразностях безжалостно к любому разгильдяйству и нацелено на высокий результат. Попросту говоря, вкалывать придется куда энергичнее! Будем считать это полезным уроком, который преподал нам газовонефтяной конфликт. Это не значит, конечно, что до этого мы работали кое–как, но придется быть активнее.

Российское телевидение, которое кое–кто в Минске продолжает принимать за чистую монету, показывает прекрасные образцы штыкового искусства. Вроде как иллюстрируется статья из боевого Устава сухопутных войск «Взвод в наступлении». Пока честным репортерам ТВ полноценной команды «Фас!» от хозяев еще не поступило и они действуют вполсилы. Но и этого достаточно, чтобы убедиться — инженеры человеческих душ не зря отрабатывают деньги. Те же люди, которые при Березовском «мочили» Лужкова и Примакова, теперь рычат на Минск. Не будем строго судить, посочувствуем... Но и возразим г–ну Пчелкину с Первого канала. Он, не краснея, озвучивает составленный кем–то текст, что Минск, мол, «признал свою вину» и нефтепровод «Дружба» начал перекачку нефти в Европу. Тут все поставлено с ног на голову. За Минском нет никакой «вины». Нефтепровод перекрыли россияне, а о глубине скандала, как это часто бывает, не задумались. Минск отменил пошлины потому, что нельзя допустить, чтобы и Беларусь, и Россия оказались полными монстрами для европейцев. В конце концов, между нами происходит спор, но не война же... Поэтому нужно договариваться.

Хотя в Москве кое–кто еще не отошел от рождественских пьянок и всерьез помышляет... о военных действиях. Как сообщает интернет-ресурс Телеграф.by, небезызвестная журналистка Юлия Латынина, выступая в программе «Эхо Москвы», в припадке нефтяного патриотизма предложила применить к Минску силу. Вот что изрекла впавшая в неистовство дама: «Следующий шаг — реальный — это взять город Минск в 24 часа одним парашютно–десантным полком или батальоном «Восток», что, кстати, более разумно и более технически возможно... Нет, я на самом деле говорю, что самый рациональный вариант — это введение войск в Белоруссию, я совершенно не иронизирую, поверьте».

Оставим этот воинственный клекот без комментария. Отметим разве что: когда разум засыпает, на свет выползают чудовища.

Что касается собственно переговоров в Москве: перед самым подписанием номера в печать стало известно, что поздно вечером состоялись переговоры С.С.Сидорского с М.Е.Фрадковым. Подробности — завтра.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter