Судьба района Осмоловка в Минске

Свой город надо любить

Всю неделю в блогосфере и на страницах газет идет полемика по поводу судьбы одного старого минского квартала. Миленькие двухэтажные домики с балконами, построенные после войны немецкими военнопленными в районе оперного театра, знают все. И в 60–е, и в последующие годы домики эти, их дворики были очень яркой «акварелькой» на сероватом минском холсте. А город расширялся, рос, сменились поколения — и уютный двухэтажный островок стал неким анахронизмом, хотя по–прежнему популярным и симпатичным.


Без него трудно представить Минск.

Несколько раз то тихо, то громко объявлялось, что райончик будут сносить, а на его месте возведут что–то более монументальное и масштабное. Потом слухи утихли.

А теперь уже вроде и не слух, а достоверные сведения — снос...

Старая новость всколыхнула минчан, и началась бурная полемика.

Обращения поступают и в редакцию «СБ».

Сегодня мы публикуем несколько разнообразных мнений по поводу возможного сноса старого райончика. Кто захочет — может присоединиться к обсуждению.

Добавлю несколько пристрастных слов. Вся моя молодость прошла на Переспе, на Сторожевке вблизи этого района, и мне он всегда очень нравился. У меня там жило немало друзей, бывал в гостях. Когда–то «внутренность» этих разноцветных домиков говорила о высоком статусе жильцов, потом ловил себя на мысли, что уж как–то тесновато они живут, комнатки–то крохотные — к тому времени в любом микрорайоне были квартиры куда как более просторные. Да и все чаще в глаза бросались ветхость, потеки и ржавчина, печная гарь на крышах...

И все–таки, проходя летом поблизости, нет–нет да и сворачивал в тихие дворики, где совсем не по–городскому дышат цветами клумбы и в самое солнечное пекло деревья дают такую тень, что не хотелось уходить.


Все это я говорю о т.н. «Осмоловке».

Почему «так называемая»?

Благодарю Михаила Анемподистова за его очень существенное замечание — «Осмоловкой» никто и никогда этот район не называл. Говорили «Коммунистическая» — эта улица отделяла райончик от оперного, суворовского, штаба военного округа и всех прочих знаменитостей, включая овеянный легендами магазин «Под шпилем», на портвейне которого выросло много поколений телевизионщиков, шикарно располагавшихся в своем колонном дворце с видом на Свислочь...

Пару лет назад кто–то из молодых журналистов пустил в оборот это словечко, и оно прижилось. Быстро привыкли к этому слову и старые минчане.

Значит, есть в нем что–то притягательное!

Значит, так и останется теперь...

Главное, однако же, не название... В случае с Осмоловкой городским властям нужно учесть все обстоятельства и все нюансы. А также множество прошлых глупостей и ошибок.

Принять во внимание и соображения эстетико–архитектурные, но не забывать, что в домах живут люди, а не живые экспонаты музея. И, конечно, очень не хотелось бы, чтобы «деловые люди» и их важные лоббисты опять пробили свой интерес и в историческом центре Минске появился очередной урод с убогим названием «культурно–развлекательный и торговый комплекс», а то еще хуже — бизнес–центр!

Парадокс ведь:

— Бизнеса нет, а «центров» — больше, чем в Лондоне.

Наш Минск надо любить, лелеять его неповторимость и своеобразие, а не торопливо городить на каждом шагу «отели» и «международные центры»...

П.Я.

Михаил Анемподистов: Осмоловка — последний фрагмент города, который передает атмосферу послевоенного Минска

Я вырос рядом с Осмоловкой, ходил туда в детский сад, здание которого вместе с прилегающей территорией сохранилось по сей день. Детсад я не любил, и то, что было внутри, я помню смутно. Самым приятным в детском саду было то, что вне его — прилегающие дворы, деревья, цветы, которых там было всегда много. Из–за забора детсада все это воспринималось невыносимо привлекательным, так, как может восприниматься свобода.

В местной топонимике этот квартал никак не назывался, различные его части маркировались названиями прилегающих улиц. Внутри квартала не было магазинов или прочих учреждений, как и теперь. Основная инфраструктура была на Коммунистической, поэтому оба квартала чаще маркировались названием этой улицы. Название Осмоловка вошло в широкий обиход недавно, мне оно не нравится, но это не имеет никакого значения. Это пространство надо как–то называть, ну так пусть будет Осмоловка. Это лучше и точнее, чем Коммунистическая.

На Коммунистической была наша почта, мы ходили туда пешком, через дворы. Просто ради собственного удовольствия, потому что там всегда было уютно. Бывшая Осмоловка не была в нашем детстве местом особенно привлекательным, ведь вокруг хватало других интересных объектов. На холмах от Троицкого предместья до Старовиленской улицы лежала деревянная, сплошь в садах Сторожевка, загадочная и опасная, с бункером, кладбищем, синагогой, хлебозаводом и бисквитной фабрикой.


Сторожевка могла стать чем–то вроде минского Ужуписа, но ее превратили в лишенную пространственной организации пустошь, голую и безликую, которую «украшают» памятник Пушкину, дебильная беседка на пустыре и несколько бездарных масштабных зданий. Все они в свое время казались общественности вершиной архитектурного прогресса. А дом вдоль Свислочи даже считался суперэлитным, как и та хрень, которую собираются построить на месте Осмоловки.

Осмоловка — последний фрагмент этой части города, который хотя бы частично передает атмосферу послевоенного Минска — тихую, сонную, зеленую. Там комфортная атмосфера и соизмеримое человеку пространство. Там остановилось время, и уже одно это является веской причиной для того, чтобы оставить это место в покое. Других, более рациональных причин для сохранения этого ландшафта было названо множество, все они известны, нет смысла их повторять.

www.источник

Бараки в центре не нужны


«Кажется, люди просто пошли на принцип: если власть так, то мы так — ей назло. Якобы все, что делают власти, обязательно плохо. Реконструкция — плохо. Хотя по проекту все эти хибары по периметру сохраняются, но все равно плохо. Простите, они на 10 — 15 лет старше хрущевок. Нашли мне наследие! Я понимаю, если бы там собирались сносить исторические дома на Интернациональной или Раковскую... Я бы горой стал! А бараки эти... Не знаю, за что здесь бороться?» — сказал журналистам владелец портала Тут.бай Юрий Зиссер, подчеркнув, что для властей есть и более актуальные вопросы.


Также Юрий высказался по этому вопросу в Фейсбуке:

«Белорусы настолько консервативны, что поднимают вопль при сносе любого здания. При этом спокойно поддерживают снос хрущевок, которые на 10 лет моложе бараков на Осмоловке. Мне 57 лет, простите, я в таких бараках даже жил! И еще я считаю Минск одним из самых зеленых городов мира, и к тому же не вижу в проекте, чтобы собирались спиливать все деревья. Вот вы, например, знали о существовании электростанции до ее сноса? А автовокзал («Московский»), может, был красавцем и располагался в удобном для путешествий с багажом месте? Был бы я городским архитектором, я бы в первую очередь: 1) «состарил» здания в Троицком каким–либо покрытием; 2) снес бы уродливую высотку на Свободы, 17, которая рассекает старый город пополам, а вместо нее бы восстановил рынок, который существовал в Средневековье, где и держали бы постоянную прописку наши художественные промыслы для туристов и не только; 3) восстановил бы по старым рисункам оборонительную стену XII века на Немиге: проект давно существует, но почему–то не осуществляется; 4) убрал бы все движение по  улице Ленина в туннель и сделал ее пешеходной».

www.источник

Район можно отреставрировать


Здравствуйте, уважаемая редакция «СБ»! Хочу к вам обратиться вот по какому вопросу. В центре Минска (в границах улиц Богдановича — Киселева — Куйбышева — Коммунистической) есть прекрасный район Осмоловка.


Построен он был сразу после войны, застроен аккуратными двухэтажными домиками. Когда–то это был первый элитный микрорайон белорусской столицы. Кто тут только не жил! И военные, офицеры из штаба Белорусского военного округа, работники министерств и профессора, артисты театра оперы и балета, художники. Это очень интересный живописный квартальчик нашей столицы, у которого есть своя душа: тут все пропитано духом прошлого, духом великой страны — СССР. Это как машина времени: зашел — и как будто в 60–х! Но, к сожалению, над Осмоловкой уже не первый год висит дамоклов меч. Эти прекрасные домики хотят сносить. Уже не единожды планы по сносу собирались реализовать, а на этой земле (все–таки центр города практически) построить новые, современные здания, которые не вписываются в планировку города, так как вся архитектура вокруг создана в стиле сталинского ампира. И вот недавно опубликовали план, по которому весь квартал должен быть снесен, а на его месте должен появиться новый торговый центр (который, в принципе, можно построить и в новых, окраинных районах города или, на крайний случай, использовать пустующие места в центре). Я считаю, что это неправильное решение! Разрушить всегда можно, а восстановить нет... Его можно отреставрировать, сделать из него культурную площадку, культурное пространство — пространство, где молодежь сможет реализовываться (проведение различных пленэров, литературных чтений, создание настенной живописи, создание различных кафе, художественных галерей), также этот квартал можно использовать для съемок фильмов о времени Советского Союза (кстати, его и сейчас активно для этого используют). В общем, вариантов много, но квартал нужно спасти! Надеюсь, ваша газета поднимет этот вопрос на своих страницах и поможет!

С уважением, Юрий ТАМКОВИЧ, Минск.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter