Свой дом — это корни. Но надо формировать и крону...

Как остановить трудовую миграцию сельчан?
Как остановить трудовую миграцию сельчан?

За последние 5 лет каждый третий житель белорусской деревни поменял профессию, место работы или специальность. Еще треть сельчан не довольны условиями труда и готовы к радикальным переменам, как только появится возможность. Это данные опроса, проведенного в конце 2004–го и первой половине 2005 года Институтом социологии Национальной академии наук.

...1 сентября экспериментальная база им. Суворова Узденского района получит статус агрогородка «Дещенка», объединяющего 11 деревень. И это — первый шаг правительственной программы возрождения и развития села на узденской земле. Через 5 лет агрогородков здесь будет 9, то есть едва ли не в каждом из 14 местных сельхозкооперативов. Они призваны радикально изменить облик деревни, опоясав ее лентой асфальтированных дорог, трубами теплотрасс и водопроводов. Плюс культурные, спортивные, образовательные, медицинские центры не хуже, чем в городе. Все это, конечно, стоит денег. «Дещенка» обойдется местному и республиканскому бюджету в 3 с лишним миллиарда рублей. Каждый последующий агрогородок — еще дороже, поскольку экспериментальная база имени Суворова — одно из лучших хозяйств в районе. Но в деньгах ли дело, если стране удастся выполнить главную цель: остановить вымирание и старение деревни?

...Михаил Багрицевич, газоэлектросварщик ЭБ им. Суворова, получил тот самый сельский домик, цену строительства которого проектировщики пытались втиснуть в регламентированные 18 тысяч долларов. В итоге площадь дома уменьшилась до 63 квадратов, исчезли подвал, мансарда, отопительный котел занял полкухни. Во дворе сарай. «На полкоровы», — шутит Михаил и добавляет: «Не беда, сами построим. 10 лет жил в примаках у тещи, а теперь свой дом...» Жилье в хозяйстве работникам выделяют бесплатно.

— А если бы пришлось строить за свои деньги? — интересуюсь.

— Никогда бы не построил, — говорит. — Три дочки, жена в декретном отпуске, зарплата 300 тысяч рублей...

По всему видно, что семья эта прочно обосновалась на селе. В хозяйстве есть корова, 5 свиней, куры, утки. И сам Александр, и его жена Алла родом из соседних деревень, и сегодня они действительно счастливы.

Однако все ли так просто?

По статистике, в «Дещенке» более 400 пенсионеров на тысячу с лишним жителей. Это понятно, деревня стареет. Но остальное трудоспособное население по логике цифр должно маяться от безделия и, так сказать, томиться на скамейке запасных в отделе кадров ЭБ им. Суворова, основного здешнего работодателя, способного занять делом максимум 200 человек. Ан нет.

— На 4 бригады полеводов не можем найти ни одного работника, — рассказывает директор предприятия Василий Криволевич, — 10 механизаторов из 26 еще перед посевной положили на стол заявления об уходе. Хорошие ребята, уговаривал лично каждого. А они мне: «Извини, Николаевич, дети выросли, уехали в город учиться, нужны деньги». И что я им могу возразить? Средняя зарплата у нас около 300 тысяч рублей. На стройке в Минске можно заработать втрое больше. А недавно ультиматум поставил Алексей, ему 22, сын директора школы, работает отлично. Не дадите, говорит, новый МАЗ вместо ЗИЛа — уйду. Думал я, думал, да и написал письмо в облисполком. Попросил помочь новой техникой. Старая изношена на 100 процентов. Своих денег у нас нет. И без того уже почти на миллиард рублей кредитов...

«Дещенка» расположена всего в 38 километрах от столицы, которая ежегодно выкачивает лучшие кадры из окружных деревень. А до образцово–показательного хозяйства базе им. Суворова еще очень далеко. На корову здесь в среднем доят около 3 литров в сутки, а с земель с естественной плодородностью 30,5 балла в прошлом году собрали 29 центнеров с гектара.

— Чтобы не принимать на работу тех, кто трудится до первой получки, — добавляет Василий Криволевич, — приходится приглашать специалистов со Столинщины, из Гомельской, Гродненской областей. Приезжают и даже готовы остаться, если будет жилье.

Это выход? Пока да. Например, семья доярки Нины (по ее просьбе фамилию не буду называть) приехала в соседнее хозяйство 6 лет назад из Березинского района. Почему? Да потому, что до Минска рукой подать и условия быта хорошие. Теперь она говорит не лукавя: «Жду не дождусь пенсии, и уж 2 года осталось. Потом ни за что не останусь на ферме, буду личным хозяйством заниматься. А дом у пенсионерки забрать не посмеют, отработала его». И, предваряя мой вопрос, объясняет: «Разве вы не знаете, какой в деревне тяжелый, грязный и плохо оплачиваемый труд? Потому молодежь и уезжает в город. Мой старший сын остался служить в армии и правильно сделал».

— Агрогородки, конечно, нужно строить, — рассуждает заместитель председателя Узденского райисполкома Владимир Герман, — но параллельно развивая материальную базу сельского хозяйства. Иначе, как в нашем случае, может получиться, что агрогородки станут «спальными» районами Минска, а село по–прежнему будет испытывать нехватку кадров.

Иллюстрируя свои слова, Владимир Петрович показал мне сельские домики, со временем, после приватизации, ставшие загородными для новоиспеченных минчан.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter