Своими руками

В Смолевичском районе всерьез занялись агротуризмом
В Смолевичском районе всерьез занялись агротуризмом

К идее развития агро– и экотуризма в сельхозкооперативах многие относятся с большой долей иронии. Похоже, что хотя бы некоторых скептиков сумеет обратить в иную веру председатель СПК «Первомайский и К» Сергей Лученок. Что же он так прикипел к новомодному веянию? Не потому ли, что в других отраслях хозяйство дает сбои?

Так или приблизительно так можно сомневаться лишь в том случае, если ничего не знаешь об экономике СПК «Первомайский и К». Высокие урожаи зерновых — в минувшем году 60 центнеров с одного гектара, приличные надои молока, серьезные привесы на откорме телят — это далеко не все, чем могут похвастаться в хозяйстве. Результативную производственную сферу дополняет перерабатывающая отрасль — и мясной цех здесь есть, и молочный, и на месте комбикорм изготавливают. Словом, всего вроде и без того хватает. К чему же «излишества»?

Но Лученок, как, впрочем, и специалисты, из которых, кажется, всего несколько лет назад молодой председатель собрал организованную, слаженную команду, думает по–другому. Расположено хозяйство неподалеку от столицы. Средний возраст работников — 34 года.

— У молодых людей — свои свежие идеи, — говорит Лученок. — Только работа и только жилье их не устраивают. Надо подумать, как еще и свободное время организовать...

Потому в СПК развитием агротуристического комплекса движут два убеждения: во–первых, создать условия для отдыха своих работников, их семей, жителей Слободы и окрестных деревень. А во–вторых, чтобы на туристических услугах хозяйство могло и заработать. Еще два года назад проект был лишь мечтой. Сегодня же в «Первомайском и К» работают конно–спортивный клуб, ФОК, выстроена крестьянская усадьба. Есть летнее кафе, шашлычная. И даже сформировано целое поместье. Да, не все еще находится в состоянии полной готовности. Но и не следует забывать, что строили все своими руками. Специалистов со стороны не приглашали. Это дорого, невыгодно. Вот и открыли свой столярный цех. Посему потраченные деньги своим же работникам в карман и лягут. Что касается инвентаря, то, случалось, и свои премиальные, полученные в Минске за высокие производственные результаты, лучшие работники СПК вкладывали. Но об этом, судя по всему, никто не жалеет. Сегодня у всех есть возможность на лошадях покататься, в бильярдный зал заглянуть. В поместье он оборудован получше, чем в некоторых минских клубах. К услугам желающих — еще и охотничий домик. А что касается стилизованной под старину корчмы, то стоит один раз отведать приготовленные здесь верещаку, блины, картофельные колбаски или другие кулинарные изыски, как сразу возникает желание только сюда на обед и приезжать.

— Но чтобы заработать на туристическом продукте, — делится со мной своими соображениями Сергей Лученок, — оказывается, мало сделать добротные, пусть себе и стилизованные под старину постройки. Надо вложить в них душу, сердце. Туристы тогда потянутся к нам, когда жизнь будет здесь кипеть. Уже сегодня нашли кросны — и когда маршрут по усадьбе откроем, каждому туристу дадим шанс окунуться в XIX век. Создаем нормальную пчелиную пасеку. А один из ульев будет прозрачным, из стекла и пластика. Это — для «экстремалов», которые все о пчелах захотят узнать.

Пока что СПК «Первомайский и К» Министерство спорта и туризма не выдало лицензию на оказание туристических услуг. Причина: отсутствие дипломированных специалистов. Но и это — дело времени. Двое работников СПК заочно учатся в Институте туризма. Будущие туристические менеджеры и сегодня привносят в планы и проекты свои новшества. А главное — думают, как сделать новую для агропредприятия отрасль экономически выгодной. Не только самоокупаемой, но и прибыльной.

Сергей Лученок как руководитель и идеолог, если можно так выразиться, туристической индустрии сельхозпредприятия видит значимость задуманного еще вот в чем. Сегодня даже не каждый сельчанин (что уже говорить о безработных горожанах, которых призывают переселиться в деревню) готов работать на тракторе, доить коров или кормить свиней. Но разве не могут и не должны создаваться в хозяйствах другие рабочие места? И почему бы в штате экс–колхозов не появиться менеджерам по туризму, инструкторам по конному спорту или мастерам гончарного производства? Стоит только загореться идеей — и все получится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter