Своим умом, своим трудом

Пациенты дома-интерната в Богушевске получают вторую жизнь

— У нас живут и воспитываются свыше 260 детей, подростков и молодых людей в возрасте до 34 лет с особенностями психофизического развития. Большая часть их — из неблагополучных семей, — рассказывает директор Богушевского дома-интерната Виктор Суворов. — Именно там они и приобрели психофизические особенности по причине постоянного пьянства родителей. Задержка развития, отсутствие элементарных бытовых навыков… Сначала такие детишки попадают в приюты, потом — в обычные детдома, а уж оттуда их направляют к нам, так как малыши не могут «конкурировать» со своими здоровыми сверстниками. Остальная часть пациентов — дети с врожденными патологиями, получившие инвалидность вследствие тяжелых заболеваний или родовых травм.

По словам Виктора Кирилловича, в настоящее время в интернате более 100 человек не могут себя самостоятельно обслуживать. Дать им хоть какой-то шанс на возвращение к полноценной жизни — главная задача воспитателей, психологов, инструкторов по трудотерапии.

Около трех лет назад первым в стране среди соцучреждений Богушевский дом-интернат решил заняться реализацией необычной тогда идеи. В поселке уже около десяти лет зарастали бурьяном и разрушались долгострои — коробки двух усадебных домиков, предназначенных для персонала учреждения. Виктор Суворов нашел выходы на потенциальных спонсоров — представителей белорусских, ирландских и шведских благотворительных организаций, которые согласились помочь в благом деле. В итоге оба домика достроили, привели в порядок, завезли мебель. Здесь же разбили огород, соорудили большую теплицу и построили просторный сарай для животных. А потом заселили в домики около десятка молодых людей. Команду новоселов подбирали очень тщательно — с учетом имеющихся заболеваний, готовности к совершенствованию, уровня обучаемости, умения находить общий язык с товарищами. Одним словом, педагогам и психологам пришлось немало потрудиться, ведь юношам и девушкам предстояло впервые испытать вкус взрослой жизни.

Итог? Если в большинстве своем аналогичные проекты, реализуемые коллегами богушевских специалистов, провалились, то здесь удалось достичь цели. В январе приставка «пилотный» была отброшена, проект стал постоянно действующим. За два с половиной года педагогам удалось официально вернуть дееспособность трем ребятам, на днях это радостное событие отпразднуют еще двое. Получить индивидуальную путевку в самостоятельную жизнь совсем непросто. Неимоверно сложный экзамен «абитуриенты» сдают перед членами двух комиссий — психиатрической и судебно-медицинской. Задача — доказать, что ты не только обладаешь необходимыми бытовыми навыками, но и можешь принимать адекватные жизненные решения, касающиеся работы, учебы, семьи, распоряжения финансами.

Позавидовать жизненной хватке вчерашних пациентов дома-интерната могут многие добросовестные родители, которым вряд ли удастся к 18-летнему возрасту воспитать у своих сыновей и дочерей такую работоспособность и упорство в достижении цели. Да, вместе с воспитанниками отделения самостоятельного проживания постоянно находятся инструкторы по трудотерапии, но ответственность за принятие всех решений по ведению хозяйства лежит, тем не менее, на самих ребятах. Четкое распределение обязанностей позволяет каждому попробовать свои силы в самых разных делах. Встают «самостоятельные» в 5—6 утра — хозяйство-то немаленькое!

Уютные комнаты, многофункциональные кухни, просторные гостиные… На подоконниках — рассада, скоро, как объясняют мне ребята, ее предстоит высадить в теплицу. Огурцы и помидоры у них появляются уже в июне, излишки продают населению. Две коровы — отличный способ обеспечить себя свежими продуктами и тоже заработать деньги на продаже. А еще юноши и девушки пекут вкуснейшие (сама пробовала!) пирожки с джемом, капустой и реализуют их… сотрудникам интерната, жителям поселка. Во дворе — собственноручно доставленные из леса и нарубленные дрова, ветки березы тут же идут на метлы. В сарае — куры-несушки и цыплята-бройлеры. Плюс ко всему они еще и волонтеры: подкармливают пирожками пациентов отделения круглосуточного пребывания для пожилых людей, дают там концерты, взяли под постоянную опеку инвалида-колясочника.

Кроме дел общих, каждый находит время для занятий по интересам, что поощряется педагогами. Тридцатилетняя Лена, например, вяжет носочки для маленьких воспитанников дома-интерната, ее подруга Кристина тренируется в скорости чтения, Таня вышивает. Саша, который готовится к возвращению дееспособности и параллельно трудится на лесоперерабатывающем предприятии, ремонтирует табуретки. Володя в это время кормит буренку, а дежурный «кок» Андрей (мечтающий стать дизайнером и увлекающийся мозаикой, которой и выложил огромное панно на стене сарая) готовит обед.

— В прошлом сезоне ребята собрали на своем огороде больше 100 килограммов клубники, консервировали овощи, морозили дикорастущие ягоды и грибы, — объясняет заведующая отделением самостоятельного проживания Ирина Миронова. — Воспитанники предпочитают не тратить на продукты пенсии, копя их на будущее, а зарабатывают всеми возможными способами. Сегодня уже есть уверенность: эти ребята, покинув дом-интернат, не пропадут. Кстати, проживание в «спецотделении» очень престижно. Сейчас мы готовим две следующие группы — еще 18 человек. Попасть в число самостоятельно проживающих хотят десятки воспитанников. Жажда по-настоящему быть взрослыми и независимыми от государства у них очень велика…

----------------------------------------

В тему

Татьяна ШЕЛЕГ, заведующая сектором стационарных социальных учреждений комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома:

— На содержание одного воспитанника в доме-интернате для детей с особенностями психофизического развития тратится в месяц около 4,6 миллиона рублей. За два с половиной года отделением самостоятельного проживания в Богушевске сэкономлена огромная сумма бюджетных средств. Сейчас решается вопрос об организации профтехобучения бывших воспитанников на базе действующих в регионе учреждений образования, что поможет им еще лучше закрепиться в жизни.

----------------------------------------

 
 
 
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter