Своим СМИ верят больше...

Министр информации Владимир Русакевич:  «Отечественная система СМИ не просто способна, а уже противостоит внешним коммуникационным каналам»

Вся мощь слова, усиленного средствами массовой информации, была продемонстрирована в середине прошлого века. Гениально исполненная радиопостановка одного из произведений фантаста Герберта Уэллса вызвала панику среди британцев. Литературный вымысел был настолько похож на правду, что радиослушатели поверили, что на планете начался вселенский катаклизм из-за инопланетных атак. Сегодня роль СМИ усилилась многократно. Они не только формируют моральные ценности в обществе, информируют о последних событиях, но и способны влиять буквально на все сферы жизни. Отечественный медиарынок и доверие к нему сограждан оценил министр информации Беларуси Владимир РУСАКЕВИЧ. 

— Современный мир периодически пугает нас различными вызовами и угрозами, в том числе и информационными. Насколько наши СМИ способны противостоять внешним коммуникационным каналам? 

— Действительно, информационных вызовов и угроз в современном мире становится все больше и больше. В первую очередь это связано с попытками некоторых государств навязать свои  политические, идеологические и морально-нравственные  взгляды другим странам, забывая, что последние имеют собственные традиции, историю и, главное, национальные взгляды на направления и пути своего развития. Хочу отметить: отечественная система СМИ не просто способна, а уже противостоит внешним коммуникационным каналам. При этом подчеркну, что мы ни с кем не «воюем». Мы просто работаем. Делаем все возможное для содержательного и технического совершенствования наших электронных и печатных СМИ, для повышения уровня профессионализма тех, кто обеспечивает их деятельность, для более полного удовлетворения в конечном итоге информационных потребностей и запросов наших граждан.  В том числе изучаем и информационное пространство страны. 

В этом направлении имеются определенные успехи. Если в 1993 году опросы населения показывали: более половины наших соотечественников доверяли информации зарубежных СМИ больше, чем отечественных. Тогда, 15 лет назад, 57,1 % белорусов считали правдой информацию российских и зарубежных телеканалов, иностранным печатным изданиям верили 64,2 % населения, а радиостанциям — 51,7 %. Сегодня в информационном пространстве уже доминируют наши СМИ. Количество граждан, доверяющих отечественным телеканалам, увеличилось до 61,2 %. А «рейтинг» российских упал до 26,1 %. Белорусским радиостанциям верят 42,2 % населения. И это учитывая, что почти каждый второй наш соотечественник радио вообще не слушает. Непревзойденными по влиянию на массы остаются газеты и журналы — 85,3 % считают истинным печатное слово. Тенденция усиления отечественных СМИ налицо, и это при том, что зарубежные источники массовой информации явно не уменьшили объемы своего присутствия в Республике Беларусь. 

— Из каких источников, по оценкам Министерства информации, белорусы получают основные объемы информации? 

— Наше министерство постоянно анализирует тенденции информационного пространства страны. Базой для такого анализа являются не только данные, поступающие от самих СМИ и из органов госуправления на местах. Центр социологических и политических исследований БГУ по поручению нашего министерства проводит регулярные опросы населения, контент-анализ газет, теле- и радиопередач, изучение содержания Интернет-источников и так далее. Как уже отмечалось, уровень доверия ко всем отечественным СМИ (по сравнению с зарубежными, присутствующими в нашей стране) постоянно растет. Сегодня белорусские газеты, телевидение и радио занимают большую часть информационного пространства страны. Естественно, по проникновению и значимости лидирует телевидение. Именно оно является главным источником информации по вопросам политики для 82,2 % населения, экономики — 77,7 %, культурной жизни  — 78,0 %. Естественно, телевизионные каналы значительно опережают по своему информационному потенциалу газеты, которые занимают лишь треть объема информационного пространства. В последние годы наблюдается определенное увеличение доли Интернета как коммуникационного канала. К нему обращаются сегодня для получения информации по вопросам политики 9,8 % жителей страны (в 2003 году таких было 0,7 %); по вопросам экономики 8,8 % (в 2003-м — 0,3 %); по вопросам культурной жизни 11,3 % (в 2003-м — 1,3 %). В принципе, это явление вполне нами прогнозировалось. Наша задача — добиваться постоянного роста качества удовлетворения информационных потребностей населения в веб-источниках, а также в расширении влияния и востребованности отечественных Интернет-сайтов. 

— В каком состоянии находится отечественная издательская отрасль? Белорусы традиционно уважают книгу, но сегодня литературу, особенно качественные издания, сложно назвать дешевым удовольствием. Да и на отечественном рынке почему-то превалируют книги, напечатанные в российских типографиях… 

— Как известно, издательская деятельность в соответствии с действующим законодательством лицензируется. Сегодня Министерством информации выдано 662  лицензии на осуществление издательской деятельности. Книги, брошюры, другую печатную продукцию в республике выпускают пять государственных издательств, подчиненных Министерству информации, а также различные издательские организации, фирмы, индивидуальные предприниматели, министерства и ведомства. 

Однако не все зарегистрированные издательские структуры одинаково активно участвуют в книгоиздательском бизнесе. Подавляющую часть всех издательских организаций составляют средние и преимущественно мелкие предприятия. Например, в 2007 году из 662  зарегистрированных около 300 издающих организаций выпускали в течение года от одной до пятидесяти единиц издательской продукции и лишь 50 из них — более
50 наименований в год. 

Необходимо отметить, что, наряду с ростом числа небольших издательств и их постоянной ротацией, отчетливо проявляется противоположная тенденция — концентрация книгопроизводства в одном либо нескольких крупных издательствах. Сегодня крупнейшим в республике по объемам производства является издательство «Харвест», работающее совместно с российскими издательствами (АСТ и другими) и в основном на российский рынок. Среди наиболее активных участников рынка следует назвать также издательства «Аверсев», «Тетрасистемс», «Белый ветер», «Юнипресс», в основном выпускающие учебную и справочную литературу, «Книжный дом», «Современный литератор», «Попурри», специализирующиеся на художественной, научно-популярной, справочной литературе, изданиях для досуга. 

Всего в республике в 2007 году издано 12 565 наименований книжной продукции общим тиражом 49,8 млн. экземпляров. Средний тираж одной книги составил 4,0 тыс. экземпляров, на одного жителя республики издано 5,1 книги. Анализ выпуска книг в республике за последние пять лет свидетельствует о наблюдающейся тенденции к расширению ассортимента выпускаемой продукции при колебании в различные годы тиражей, характерной для книгоиздания других стран. 

Если рассматривать структуру выпускаемой продукции по тематическим направлениям, то в 2007 году издания научной, учебной, учебно-методической и справочной тематики составили более 50 процентов от всех выпущенных книг и брошюр, литературно-художественные и издания для детей — около 23 процентов.  Имевший место в 90-е годы ажиотажный спрос на так называемые издания масс-культуры, не представляющие собой ценности ни в интеллектуальном, ни в духовно-эстетическом плане, к настоящему времени практически сошел на нет. 

Государственными издательствами в прошлом году выпущено 509 названий издательской продукции тиражом более 4 миллионов экземпляров. Следует отметить, что госиздательства в основном работают над реализацией социально значимых проектов. Среди изданий, созданных усилиями профессиональных коллективов государственных издательств, — книги, которые занимают достойное место в духовной сокровищнице белорусского народа. Это книги признанных классиков всемирной и белорусской литературы, издания, выпускаемые в сериях «Проза ХХ и XXI столетия» и «Поэзия ХХ и XXI столетия», «Жизнь знаменитых людей Беларуси», «Беларусь літаратурная», «Беларусь мастацкая», «Мастакі Беларусі», энциклопедии «Вялікае княства Літоўскае», «Гарады і вёскі Беларусі», «Рэспубліка Беларусь», фотоальбомы, посвященные древним и современным памятным историческим местам нашей Родины, ее чудесной природе. 

С целью установления доступных цен на социально значимые издания из государственного бюджета выделяются субсидии. Финансирование издательских проектов осуществляется дифференцированно, размер субсидий (в зависимости от значимости каждого конкретного издания) может достигать 90 процентов от сформированной издательством отпускной цены. На выпуск социально значимой литературы из государственного бюджета выделяется ежегодно более миллиона долларов. О достаточно высоком качестве выпускаемых в нашей республике книг, в том числе и вышедших в госиздательствах, свидетельствуют результаты Национального и Международного конкурсов «Искусство книги». 

Сегодня наши книгоиздатели осваивают и новое для них  направление — подготовку и выпуск электронных изданий. Наряду с решением проблем выпуска книг и другой печатной продукции, огромное значение сегодня придается и совершенствованию ее реализации, своевременной и адресной доставке потребителю. Книжный рынок республики — это областные оптово-розничные предприятия и книжные магазины различных форм собственности — так называемая цивилизованная торговля, а также сеть лотков, киосков, книжных базаров. 

Издательская продукция, как один из важных каналов коммуникации и формирования морально-эстетических ценностей общества, также находится под пристальным вниманием Министерства информации. В общем и целом сегодня можно говорить, что в республике сформировалось качественное информационное пространство, способное, с одной стороны, в полной мере удовлетворить потребности граждан, а с другой — обеспечить национальные интересы. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter