Чего ждать от туристического сезона

Своим путем

Начало весны — традиционно время, когда вовсю идет планирование летних отпусков. В этом году на фоне мировой пандемии, вызванной коронавирусом, сделать это не так просто. Авиарейсы отменяются, популярные морские курорты закрываются на карантин, а МИД пока настоятельно рекомендует воздержаться от поездок в некоторые страны. Изменится ли в лучшую сторону ситуация к лету, не знает никто. Тем не менее заслуженный отдых никто не отменял. Многие эксперты полагают, что в этом году нас может ждать бум на внутреннем туристическом рынке.

Фото из архива «СБ»

Динамика последних лет показывает, что белорусы стали активнее узнавать собственную страну. Но уезжающих отдыхать за рубеж, конечно, больше. 

— Не исключаю, что в связи с непростой ситуацией, которая сегодня сложилась на мировом рынке туруслуг, наши граждане отдыху за границей предпочтут домашние варианты. К росту спроса мы готовы и сделаем все возможное, чтобы удовлетворить желания клиентов, — сообщает Марина Гнедая, директор компании «Автоматизированные технологии туризма», которая занимается исключительно въездным и внутренним туризмом. — Пока бронь отдыха на лето идет в штатном режиме. Свободные места в санаториях, на турбазах и в гостиничных комплексах еще есть. Впрочем, массово покупать путевки начнут в апреле. 

Если санаторно-курортный отдых не по душе, есть у нас и другие варианты. Так, в последние годы прекрасные перспективы для внутреннего туризма открылись благодаря многочисленным фестивалям, которые с завидной регулярностью проводятся во всех регионах Беларуси. Привычные места для отдыха вроде Браславских озер или Лидского замка воспринимаются по-новому благодаря популярным музыкальным событиям. Гастрономические фесты (например, в Мотоле, Глубоком и Лунинце) подстегивают интерес к познанию национальной кухни. 

Еще одним трендом в туризме на ближайшую перспективу может стать отдых с экологическим уклоном. Белорусская природа богата и разнообразна — это факт. Но по предварительным оценкам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, рекреационный потенциал мы используем только на треть.

Многодетная семья Саприковых из Городка Витебской области на собственном примере доказала, что путешествия по родной стране могут быть привлекательны не только с точки зрения сэкономленных расходов, но и с позиции познавательности. За один только год Юлия и Владимир с детьми исколесили на авто всю Беларусь.

— До наших путешествий мы тоже не знали, сколько у нас эксклюзива. Не помешает активнее популяризировать домашний отдых, — рассуждают Саприковы. 

Согласен с путешественниками из Городка и депутат Палаты представителей Игорь Завалей

— Внутреннему туризму пока уделяется не так много внимания, как въездному. Но следует учитывать, что они неразрывно связаны. Согласитесь, привлечь туриста из соседнего района гораздо проще, чем заинтересовать того, кто находится за тысячи километров. Местные потоки могут стать импульсом развития для туробъектов в целом, и это неизбежно привлечет гостей из-за рубежа. Для сравнения: в среднем по миру доля внутреннего туризма от общего доходит до 80%. Нам есть к чему стремиться.

По словам депутата, первоочередная задача властей в данном вопросе — создать четкую концепцию развития внутреннего туризма.

— Сегодня каждый регион видит тему отдыха по-разному. Одни увлеченно разрабатывают новые экскурсионные маршруты своими силами, другие пытаются получить международные гранты на развитие отрасли, третьи наладили неплохой контакт с частниками в районах и создают совместный продукт. Однако нет четкой и понятной концепции развития, которой бы руководствовались управления спорта и туризма в исполкомах на местах. 

Игорь Завалей обращает внимание: белорусские достопримечательности и места для отдыха, которые на слуху, можно пересчитать по пальцам одной руки. А ведь одних только заказников с уникальными растениями и животными десятки!

— Да, есть всемирно известные бренды вроде Беловежской пущи или Мирского замка. Но внутренний туризм должен быть сконцентрирован на совершенно другом: менее заметном, но не менее интересном. Проблема маркетинга отечественных туристических объектов в том, что мы, образно говоря, по-прежнему расклеиваем афиши. В это же время остальной мир давно шагнул вперед. Почему нас нет в инстаграм, ВКонтакте, Фейсбуке и на Ютубе? Пора переключаться на взаимодействие с лидерами мнений нового времени — блогерами, — делится собеседник и отмечает другую насущную проблему: — Но даже хорошая реклама не гарантирует высокого спроса. Если человек приедет отдыхать или на экскурсию и на месте не будет инфраструктуры, то он, естественно, останется недоволен. Более того, больше никогда туда не вернется и другим не посоветует. При этом никто не говорит, что нам нужны отели с обслуживанием класса люкс во всех райцентрах. 

Колоссальные государственные средства вкладываются в поддержание многих объектов — от архитектуры до природных богатств. А вот то, какой сервис будет создан вокруг них, зависит от местных властей и жителей регионов. 

— Возможно, стоит создать льготные условия для частных инвесторов, которые готовы развивать инфраструктуру на местах. Пока поток туристов небольшой, глупо ожидать, что бизнесмены кинутся вкладывать значительные деньги. Их нужно привлекать, в том числе и экономическими преференциями, — считает Игорь Завалей. 

Для развития въездного туризма в стране делается немало: от введения безвиза для иностранных граждан до организации и проведения спортивных мероприятий мирового уровня. Все эти усилия, безусловно, приносят не только ощутимые плоды в денежном эквиваленте, но и обнажают существующие проблемы. Не так давно Республиканский союз туристических организаций обратил внимание на самые важные. Так, специалисты подчеркивают необходимость решения вопроса с нехваткой гостиничных мест в регионах. Хлынувший поток безвизовых туристов из Польши и Литвы на Гродненщину привел к тому, что уже сегодня невозможно получить места для размещения групп на осень 2020 года в Гродно, так как все предварительно забронировано.

В ТЕМУ

В январе-феврале средняя стоимость одного койко-дня пребывания в белорусских здравницах по путевкам с размещением в двухместном однокомнатном номере составила 58,7 рубля. По словам директора Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Геннадия Болбатовского, за год цена выросла на 1 рубль.

К лету стоит ждать повышения стоимости, но не более чем на 5% в свободной продаже. В то же время собственники санаториев стараются делать путевки доступнее. Системы скидок действуют в зависимости от комфортности номеров, сезона, количества дней пребывания. «Горящие путевки», «Раннее бронирование» (с предоставлением скидки на путевки от 5 до 25%), «Желанный гость» и другие акции проводятся регулярно. Что касается ведомственных санаторно-курортных организации, то они предлагают отдых на выгодных условиях для своих работников, их детей, а также пенсионеров (от 15 до 95%), в санаториях Федерации профсоюзов Беларуси постоянно действует 25-процентная скидка членам профсоюзов.

Кроме того, вот-вот начнется подготовка к летней детской оздоровительной кампании.

— В 2020-м будут работать 146 стационарных загородных лагерей. Это первый год, когда мы увеличиваем их число в период летней кампании. Еще недавно закрывали по 20–25 ежегодно. Теперь же два лагеря откроются после реконструкции, еще два — на базе закрытых школ. Они в хорошем состоянии, в экологически чистой местности, — рассказал Геннадий Болбатовский. — В общей сложности летом (в пять смен) заработают более 6,2 тысячи лагерей. По объемам оздоровления стоят амбициозные задачи: оздоровить планируем 394 тысячи детей (на 2 тысячи больше, чем в прошлом году). 

Родителям эксперт советует подавать заявки на детский отдых уже сейчас.  

kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter