Свои, не чужие

Шустрый шестилетка Тимка, увидев гостя, стремглав мчится куда-то за дом. И тут же изнутри распахивает двери настежь, радостно сообщая: «Мама дома!» А через секунду его голос уже вновь звенит на улице. Из девчачьей спальни выглядывают еще две пары любопытных глаз, кто-то из старших мальчиков хозяйничает на кухне, а мы с Тамарой устраиваемся в самой просторной из четырех комнат коттеджа — гостиной.

В семье Моисеенко из деревни Пудовня Дрибинского района хватило места для семерых осиротевших племянников

Шустрый шестилетка Тимка, увидев гостя, стремглав мчится куда-то за дом. И тут же изнутри распахивает двери настежь, радостно сообщая: «Мама дома!» А через секунду его голос уже вновь звенит на улице. Из девчачьей спальни выглядывают еще две пары любопытных глаз, кто-то из старших мальчиков хозяйничает на кухне, а мы с Тамарой устраиваемся в самой просторной из четырех комнат коттеджа — гостиной.

Так шумно и весело здесь было не всегда. Первый раз беда постучалась в двери десять лет назад, когда погиб хозяин — муж Тамары Моисеенко, и двоих детей-школьников сельская учительница поднимала одна. А в 2007-м все перевернул тревожный звонок от родных: не стало младшей сестры Марины, круглыми сиротами остались семь племянников.

— Первое, о чем подумала в тот момент, — надо забирать детей, — вспоминает Тамара Владимировна. — Просто некогда было раздумывать. Сын Павел и дочка Марина мое решение поддержали.

Пока хлопотали с похоронами, в поселок Техтин Белыничского района, где жила сестра, уже и представители органов опеки наведались, чтобы решить судьбу осиротевших ребят. «Даже желающие их усыновить находились — в основном по одному, конечно. Но я написала расписку», — говорит Тамара Моисеенко.

…Лето ушло на то, чтобы притереться, присмотреться к новому месту жительства, друг к другу. «Я очень признательна директору и учителю Пудовнянской СШ Александру Ковалеву и Людмиле Сухоруковой, которые без проволочек определили ребят в летний лагерь. А для Полинки и Тимофея нашлись места в детском саду, за что отдельное спасибо тогдашней заведующей Елене Снытковой».

Ближе к августу начали собирать на учебу старших: Юлю — в Могилевский университет им. Кулешова, Настю — в областной лицей № 1. А там предстояло готовить к школе и младших. Только вот форму и ранцы им купить было не за что. Оформление бумаг на приемную семью затягивалось, на помощь к 1 сентября тоже рассчитывать не приходилось, дети-то «чужие», многодетной женщину не назовешь!

— Слава Богу, выплатили детские пособия, и мы в последние выходные августа поехали в Могилев, всех одели сразу и с «иголочки»! — улыбается Тамара. — Так что начало учебного года стало для нас настоящим праздником.

В тот год еще пыталась сочетать учительские обязанности с материнскими. Потом поняла: не справляется, а делать что-то вполсилы не привыкла. И педагогу с 27-летним стажем пришлось принять еще одно нелегкое для себя решение: уйти из школы. «Коллеги поняли и приняли мой выбор», — отметила Моисеенко. Так что теперь ее уроки проходят в рамках собственной большой семьи. Причем не только белорусского языка, который преподавала в школе.

— Вместе учим и физику, и химию, и историю. Четвероклассница Наташа заняла призовые места в районных олимпиадах по русскому и белорусскому языкам, научилась играть на баяне. Девятиклассница Алеся показывает хорошие результаты по английскому и готовится поступать в Могилевский областной лицей, семиклассник Кирилл тоже в числе лучших учеников Пудовнянской средней школы, — радуется успехам детей их приемная мама.

Конечно, не все радужно, как и в каждой семье, здесь есть свои проблемы и трудности. Но главное, считает Тамара, что они вместе. 25-летний Павел, который работает в Заходском лесничестве, взял на себя опеку над младшими братьями. Научил подтягиваться на турнике, ловить рыбу и немного водить машину. Студентка Белорусско-Российского университета Марина всегда готова подсказать двоюродным сестричкам, как сварить суп или решить задачку. А все вместе они помогают бабушке и дедушке сажать огород и убирать урожай.

В ее уютном доме никого не делят на «своих» и «чужих», хотя приемные дети носят другую фамилию — Арефьевы — и зовут Тамару «тетей». «Из жизни ведь ни одну страницу не вычеркнешь, и ребята помнят свою маму», — философски замечает женщина.

Светлана МАРКОВА, «БН»
Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter