В Орешнице фронтовиков было много — скромных, работящих мужиков, которые многое сделали для общей Победы

Свои награды в семьях, свои истории...

Мы помним тех, кого уже нет. Кто не вернулся с войны. Кто не сможет посидеть с нами за праздничным столом и встретить этот знаменательный день с детьми, внуками и правнуками, поднять фронтовые сто грамм за тех, кто навсегда остался в окопах, снегах, кто не давал покоя врагу в лесах Беларуси. Кто заживо горел в танке, кто ушел под лед на переправе, кого не пощадил смертельный осколок от разрыва артиллерийского снаряда, кто скончался от ран на госпитальной койке, кто выстоял и не сдался. Помним тех, для кого первая траншея противника стала последней минутой его жизни, кто гнал врага до поверженного Берлина и расписался на стенах Рейхстага.

И для этого живы их потомки, дети, внуки и правнуки… И они должны как можно больше знать о своих родных и земляках, защитивших Родину.

Приезжая на свою малую родину, в деревню Орешницу, первым делом всегда еду на кладбище. Здесь похоронены дедушки и бабушки, родители, их братья и сестры, близкие родственники и односельчане. Здесь покоятся мои земляки, с которыми прошло босоногое детство и не богатая по достатку юность. Но память о них жива, их тяжелая жизнь в колхозе, постоянный труд, не имеющий порой ни конца ни края, незабываемы. А помимо работы, надо было вести личное подсобное хозяйство со всеми его атрибутами: содержать животных, выращивать картошку, косить и сушить сено...

В свой нынешний приезд обошел могилы тех, кто сражался с оружием в руках на фронтах Великой Оте­чественной войны. С фотографий смотрят десятки фронтовиков, участников боевых действий, которые «пропахали» и «проползли» пол-Европы. О каждом могу долго рассказывать. Они отличались друг от друга характером, работоспособностью и внешностью, умением, но у них было общее — трудолюбие и хозяйская жилка. Они были нашими педагогами, учили жизни, уму и разуму, отдавая детям последнее. А какими скромными были эти люди в плане воспоминаний о войне, о том, что им досталось! Бывало, приходили бывшие воины в родительский дом и слушали новости из радиоприемника «Искра», беседовали, курили самосад, спорили, рассказывали. Лежа на печке за шторкой, прислушивался к каждому их слову о фронте, о смерти, о Победе, о возвращении домой. У каждого из них в памяти о боях был день, отличающийся от всех иных чем-то необычным, позволяющим сказать: «Да, видно, я в рубашке родился». Завидовал им и гордился, что именно они изгнали захватчиков с нашей земли, победили и выстояли.

Жаль, что рано они ушли из жизни. И никому из них не суждено было стать после таких страданий долгожителем. Почти нет и тех хат, где висели таблички: «Здесь живет участник Великой Отечественной войны». На месте ветеранских домов — поле, на котором колосится рожь. Да, они не командовали ротами и батальонами, полками и бригадами. Были простыми красноармейцами, гвардии рядовыми и сержантами, в основном воевали в пехоте, которую прозвали царицей полей. Каждая атака для них могла стать последней, а для матери — слезами до конца жизни.

Вернувшись с войны победителями, измученные, раненые, но живые, они опять вступали в бой — на трудовом фронте. Создавали и поднимали колхоз «Труд», вручную выполняли все сельхозработы. Сменили автоматы на вилы, лопаты... Рядовыми колхозниками трудились в поле, на фермах, в кузнице, были механизаторами. Пахали от зари до зари, чтобы получить хоть что-то за трудодень. Тяжелая работа в колхозе сочеталась с переселением в деревню с хуторов. Это была целая эпопея, когда жители перевозили свои хаты по отдельным бревнам на лошадях… Тогда не было столько видеокамер и фотоаппаратов, поэтому и фотоснимков о тех днях не удалось получить даже у детей и внуков.

Всматриваясь в фотографии на памятниках и вспоминая односельчан, представил мысленно: что они совершили и как шли в атаку, за что и каких боевых наград были удостоены... И в первую очередь вспомнил тех, кто вернулся с войны тяжелоранеными и инвалидами (а работали они наравне со всеми).

Иногда думаю над тем, как мы относимся к боевым наградам наших предков. Знаем ли, за какие подвиги они их получили, рассказываем ли об этом своим детям и внукам? У каждой семьи своя история, но порой даже те, кто свято хранит память об отцах и дедах, не подозревают, что они могут знать об их орденах и медалях не все. Поэтому в Год исторической памяти не могу без боли в душе не написать о подвигах и наградах. Остановлюсь лишь на некоторых, запавших в душу навсегда. Скупые слова о них.

Николай Павлович Шкутько, 1920 года рождения, командир стрелкового отделения 491-го

стрелкового полка 159-й стрелковой дивизии 3-го Белорусского фронта, сержант. Награжден орденами Отечественной вой­ны I и II степени.

Из описания подвига: «…в бою в районе Кенигсберга получил тяжелое ранение в правую ногу, в результате ранения ампутирована правая нога ниже колена. При этом проявил мужество и самопожертвование…»

Николай Прохорович Корень, 1918 года рождения. Награжден орденом Отечественной вой­ны I степени.

Из описания подвига: «В составе 262-го стрелкового полка 3-го Белорусского фронта тов. Корень, как станковый пулеметчик, не жалея своей жизни в наступательных боях, способствовал прорыву обороны противника из Литвы в Восточную Пруссию. 16 октября 1944 г. при форсировании реки Шушупа на границе с Прусской землей был тяжело ранен миной в лобную часть, потерял зрение на оба глаза и память».

С войны его ждала девушка Оля. Несмотря на потерю зрения любимым человеком, она не бросила его после войны и сама настояла на браке, хотя Николай Прохорович много раз предлагал ей не губить свою жизнь... И была тетя Оля до конца с мужем, везде и всюду сопровождала его под руку.

Николай Иванович Цехан, 1924 года рождения, рядовой 193-го отдельного саперного батальона 29-го танкового корпуса. Награжден медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны II степени.

Из описания подвига: «Рядовой Цехан проявил мужество и отвагу при выполнении боевых заданий. 27 января 1945 года участвовал в построении моста через водную преграду. Под артиллерийским минометным огнем противника доставлял лесоматериал и личным примером увлекал товарищей на выполнение специального задания. Мост был построен, и вся техника была переправлена. А во время контратаки противника с группой минеров под ружейно-пулеметным огнем он установил мины и прикрывал отход минеров огнем из автомата…»

Николай Семенович Жуковский, 1916 года рождения, гвардии красноармеец санитарного взвода 234-го гвардейского стрелкового полка 6-й гвардейской стрелковой дивизии 2-го Белорусского фронта. Награжден медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны II степени.

Из описания подвига: «…при форсировании реки Висла северо-западнее города Кульм под огнем противника вынес с поля боя 16 раненых бойцов и офицеров…»

Николай Семенович был уникальным человеком — веселым, отзывчивым, жизнерадостным, трудолюбивым и умелым плотником. В деревне его называли «Николай боевой». Когда я приезжал в очередной отпуск, он всегда приходил к нам в гости и долго рассказывал о том, как с боями шли к Берлину…

Михаил Сергеевич Прищепа, 1917 года рождения. Награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Из описания подвига: «Красноармеец Прищепа Михаил Сергеевич, будучи в должности орудийного номера 1295-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии 2-го Белорусского фронта, принимал активное участие в боях с немецкими захватчиками с июля 1944 по март 1945 г. и в бою в городе Цопот (Польша) 23 марта 1945 г. получил тяжелое ранение в локтевой сустав левой руки…»

Никогда не забуду его добродушие и гостеприимство, уважительное отношение к людям. Он любил рыбачить, был умелым кузнецом. Не унывал, удивительно играл на трофейной гармошке и задушевно пел песни.

Его родной брат, Борис Сергеевич Прищепа, 1899 года рождения, также был на фронте, но, к сожалению, многолетние поиски сведений о нем не принесли результата. Я продолжаю искать.

Этот список и описание подвигов можно продолжать, и мы будем делать эту кропотливую работу по восстановлению исторической памяти о наших земляках. Думаю, мы, дети, внуки и правнуки фронтовиков, будем так поступать до тех пор, пока не установим каждого. Это наш святой сыновний долг. Особенно это важно сейчас.

Леонид ПРИЩЕПА,  полковник в отставке

   Описание подвига  Николая Кореня.

   Михаил Прищепа после войны.

 Младший сержант Николай Жуковский (справа), 1945 г.

  Награды  Николая Жуковского.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter