Кому проще жить на селе, колхознику или интеллигенту?

Свои и почти чужие

Есть ли существенная разница в условиях жизни сельского учителя и «колхозника»? Это «СГ» попыталась выяснить на примере Бешенковичского района

В СОВЕТСКИЕ времена различия существовали точно. Приведу пример семьи родителей. Оба работали в школе, пятеро детей. Для отца как учителя были бесплатные две тонны брикета и сто киловатт электроэнергии. Тем не менее мы не могли держать корову: сено выделяли только работникам совхоза. А чтобы получить 25 соток под картофель, нарезали делянку с кормовой свеклой, которую мы дважды пололи, убирали и сдавали. Союзные бонусы закончились 26 лет назад, и хотелось бы узнать, изменилось ли что-то за это время?

Сергей и Юлия АДАМОВИЧИ с дочерью Дарьей и сыном Иваном (агрогородок Ржавка).

МОЛОДАЯ чета Сергей и Юлия Адамовичи проживают в агрогородке Ржавка. Глава семьи — техник-электрик ЗАО «АСБ — Агро Новатор», супруга — учитель истории школы. Поженились четыре года назад, первое время жили с родителями. Тогда же появился и первенец — дочь Дарья. В 2015-м — сын Иван. У любой семьи самый главный вопрос — жилищный. Об этом мечтают не только молодые новобрачные. Собственный дом или квартира часто недоступны парам и с солидным стажем.

В «Агро Новаторе» на два строящихся дома претендовали 7 семей, но счастливчиками оказались именно Адамовичи. В апреле 2014 года получили ключи. На руку сыграл авторитет Сергея, который он уже успел заработать за 7 лет. Приусадебный участок небольшой. Выстроили баню и сарай, посадили огород. Своими руками во дворе построили резную скамейку и деревянный детский городок с горками и домиком. Юлия получает пособие на двоих детей, зарплата мужа в среднем 500 рублей. Жилье считается арендным, за него ежемесячно платят 7 рублей 20 копеек. Стоимость дома по смете составляет 118 тысяч рублей. Чтобы сэкономить бюджет, Сергей собрал старые, изношенные и списанные детали от сельхозтехники, сконструировал мини-трактор и прицепную технику к нему для работы на личном приусадебном участке. Адамовичи — победители районного, областного и республиканского конкурса «Властелин села-2016». Живой подарок — бычка весом в 30 килограммов — вырастили уже до 400 и скоро сдадут на мясо.

Никакими льготами ни Сергей, ни Юлия, по их словам, не пользуются, кроме доплат, установленных законом, которые они получали, будучи молодыми специалистами. Выделение жилья, как правило, остается на усмотрение руководителя хозяйства, да и то, если есть свободное. Могут помочь с арендой, добавив лишнюю копейку к зарплате. Это касается и тех случаев, когда оба специалиста не имеют отношения к сельскому хозяйству.

ПО словам директора ЗАО «АСБ — Агро Новатор» Дмитрия Петрашко, сегодня на селе больше проблем, чем раньше. Некогда в хозяйстве возвели около 30 домов по спецпрограмме. Два дома для механизаторов в 2016 году в Ржавке построили хозспособом. На этом все. На один коттедж тратится порядка 100—150 тысяч рублей. Принципиальной разницы между врачом, учителем или работником хозяйства нет, всех принимают одинаково.

Все бы хорошо, но есть одно «но». Это касается того момента, когда молодой специалист только приехал жить в деревню. А дальше как? Так ли все одинаково у представителей интеллигенции и работников хозяйств?

СЕМЬЯ Виктора и Марины Протас учительская. Оба работают в Бачейковской школе. Жилищных проблем нет, приватизировали дом, который некогда получали родители. Как многодетная семья получили квартиру в Бешенковичах. Агрогородок Бачейково — территория ОАО «Бешенковичи агросервис». Здесь же расположено и УП «Бешенковичское ПМС». Проблема, на их взгляд, состоит в том, что учителю сложно обратиться и в хозяйство, и в ПМС, чтобы выписать трактор или культиватор, например. Ему отказывают в этой услуге, зато работник хозяйства всегда ею может воспользоваться. Ответ простой: «Вы не наши работники!» В 2016 году Протасы хотели купить у сельхозпредприятия зерно, но получили отказ, да и цены на закупку отличаются для разных категорий населения. Есть участок в 9 соток, подсобное хозяйство — две коровы, лошадь… А домашних животных тоже кормить нужно. За рекой в Бочейково расположены земли работников хозяйств, на которых довольно часто работает техника на заготовке сена — ворошилка, пресс-подборщик и так далее. Учителя на своих собственных участках эти же операции выполняют вручную граблями и вилами. Если нанять трактор, то только личный и у односельчан, спасает и своя лошадь, если есть.

Марина Петровна говорит, что не хочется уже даже лишний раз обращаться. Помощь может оказать сельсовет колхозным комбайном, но только согласно очереди и опять же по разным тарифам. Услуга работникам хозяйства обходится в два раза дешевле. Земли можно брать сколько угодно. Хотели купить небольшой трактор, но для этого необходимо оформить паспорт о наличии земли. Процедура не бесплатная, конечно, примерно рублей 200 нужно отдать, а документы готовятся не один месяц. Пока их собирали, техника подорожала, и от трактора пришлось временно отказаться. Выпасают скотину на своих огородах.

Вот вам и ситуация, очень напоминающая времена Союза. Меня всегда интересовал один вопрос: «А чьих детей учат на селе педагоги?» Ответ очевиден. Единственная привилегия учителей — 20 процентов «сельских» и не нужно платить налог на дом. Нет давно уже ни тех «сто киловатт», ни бесплатного топлива педагогам.

Ситуацию комментирует исполняющий обязанности директора ОАО «Бешенковичский агросервис» Михаил Дойлин:

— Не могу сказать, что для нас есть существенная разница между учителем и работником хозяйства. Землю можно приобретать свободно всем. Что касается техники, то во время сезонных работ ее просто не хватает, поэтому мы и не можем предоставить комбайн или трактор по первому требованию населения. За ее использование все платят одинаково в зависимости от марки трактора, например, какой бензин и так далее. Эта сумма составляет приблизительно 22 рубля за час. Зерно мы продавали людям тоже по одинаковым ценам. Килограмм пшеницы — 25 копеек.

Две позиции, и совершенно разные. Остается надеяться и верить, что руководители хозяйств все же не делят людей, проживающих на их территории, на своих и чужих. По большому счету, все свои. Просто кто-то работает на земле, а кто-то учит детей или лечит больных, живущих на этой же земле…

И в Минсельхозпроде, и в Министерстве труда и социальной защиты ситуацию прокомментировали одинаково: решение таких вопросов, как выделение сельхозтехники и расценки закупочных цен продукции для учителей и работников хозяйств, остаются на усмотрение их руководителей и председателей райисполкомов. На время проведения массовых видов работ техника вообще не может работать на личных приусадебных участках, а после их завершения — по мере возможности и в порядке очереди.

chasovitina@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter