Свои и чужие

Сестры милосердия спасают стариков, брошенных детьми

Сестры милосердия буквально с того света вытаскивают стариков, брошенных родными детьми

Свой визит в эту квартиру Галина Митрофанова начинает с… «обыска».

— А иначе нельзя, — вздыхает она. — Как-то раз нашла у Евгении Дмитриевны кучу оберток от шоколадных конфет – «доброжелатели» принесли два килограмма! И это после всего того, чего мы вместе добились!

У пенсионерки Евгении Дмитриевны – сахарный диабет. Когда Галина Ивановна, медицинская сестра милосердия, впервые пришла к ней, 87-летняя старушка не могла встать с кровати, а сахар в крови просто зашкаливал. Но больше всего Галину Ивановну шокировало то, что, имея детей и внуков, пожилая женщина была совершенно беспомощна: переодеть и накормить ее было некому.

— Уходя, я закрыла за собой дверь и расплакалась прямо на лестничной площадке, — вспоминает медсестра. – И стала приходить к ней каждый день.

Измерить давление, сделать инъекцию, перевязать язвы, обработать пролежни – это только некоторые медицинские процедуры из того набора, который еже­дневно выполняют сотрудницы Службы сестер милосердия Белорусского общества Красного Креста. Однако только медицинской помощью они не ограничиваются – при необходимости оплатят коммунальные услуги, вызовут мастера, сходят в магазин. А еще помогут прикованному к постели пациенту провести гигиенические процедуры, переоденут, покормят.

— Бабушка лежала голодная, одна в пустой квартире, — говорит медицинская сестра милосердия, и в ее глазах читается боль. – За 19 лет работы медсестрой в 3-й поликлинике и столько же лет – медсестрой в наркологическом диспансере пришлось насмотреться многого. Было больно видеть беззащитных, немощных стариков, у которых их взрослые дети-алкоголики силой отбирали последние деньги. Но по-настоящему я поняла, что такое сострадание, только после прихода в БОКК.

У Евгении Дмитриевны есть взрослые дети и внуки, но, помимо медсестры милосердия, к ней приходит только сиделка – приготовить поесть и постирать. На свою пенсию ветерана войны бабушка может себе позволить нанять помощницу на один-два часа в день. Когда значительную ее часть она отдавала дочери, та еще приходила «проведать» мать, но, услышав однажды отказ в финансировании, забыла дорогу в дом. А живет сегодня Евгения Дмитриевна в квартире внука – ее собственную шикарную сталинку сын продал обманом, заселив маму якобы на время капремонта в убогую квартирку, в которой давно никто не жил. Полученные деньги он вложил в собственный гостиничный бизнес в Черногории, где и живет теперь с семьей, даже не вспоминая о матери.

— Евгения Дмитриевна сегодня – моя гордость, — с улыбкой говорит Галина Митрофанова, открывая старенькую дверь в нынешнюю квартиру пенсионерки. – Сейчас поймете, почему.

Бабушка уже ждет гостей. Увидев нас, она… бодро садится в своей кровати. Скажете: и что здесь такого? А то, что еще год назад старушка и подумать не могла, что сможет сидеть и даже понемногу вставать. А все это благодаря особой методике, которую Галина Митрофанова применила к своей подопечной. Сегодня она – единственная медсестра милосердия в Минске, которая прошла обучение по курсу «кинестетика в уходе за пожилыми». Понемногу внедряет эту методику в свою ежедневную работу, и, как видим, уже есть первые положительные результаты.

Но это не единственные ее достижения – всего за полгода благодаря особому рациону ей удалось довести уровень сахара в крови Евгении Дмитриевны до нормы.

Сегодня на постоянном обслуживании в Службе сестер милосердия Минской городской организации БОКК находятся двести человек, в то время как нуждающихся в таком уходе в столице порядка трех тысяч. В службе работают 13 женщин, за каждой из них закреплено от 8 до 11 человек. За день необходимо сделать 7—8 посещений. Несложно подсчитать, что на одного подопечного с вычетом времени на дорогу остается 30—40 минут. И, конечно, в такое время уложиться непросто, ведь многие ждут прихода сестрички, чтобы пообщаться, и долго не хотят отпускать.

— Бывает, и перекусить некогда, — рассказывает Галина Ивановна. – Вот так изредка перебьешься чаем – и дальше по маршруту.

Эта работа не из легких, поэтому и чувствуется нехватка рук. К тому же на зарплату в 500 тысяч рублей чаще соглашаются пенсионеры, которые и составляют больше трети всего коллектива Службы сестер милосердия БОКК. К слову, в минском подразделении Галина Митрофанова – самая молодая сотрудница, ей шестьдесят. Когда женщинам бывает непросто ухаживать за подопечными, в оказании медико-социальной помощи им помогают волонтеры. Например, они отнесли Евгению Дмитриевну в ванную комнату – миниатюрной Галине Ивановне самостоятельно выполнить это было бы не по силам.

— Я считаю, что главное – это вера в то, что все получится, — уверенно говорит Галина Митрофанова по дороге к следующему подопечному.

Однако это жизнь, и часто бывает, что медсестры милосердия теряют своих пациентов. За два года работы у моей собеседницы был один такой случай. К сожалению, при онкологическом заболевании помочь уже было невозможно, и Галина Ивановна, как могла, облегчала страдания еще, по сути, молодой женщине. Больше этого сделать было некому.

— После смерти набежала толпа родственников – и откуда только взялось столько, — вспоминает она. – Начался дележ имущества.

Грустных историй Галина Ивановна знает немало – хватит, пожалуй, на большую книгу. Будет в ней и рассказ о том, как дочь с семьей приходит и съедает все продукты, купленные работниками социальной службы для ее собственной парализованной матери. И рассказ о жене, которая пропивает пособие по уходу за мужем-инвалидом, лишая его всех средств к существованию. Да и следующую историю веселой не назовешь.

Многоэтажный дом в центре города. Потертую дверь открывает Марина Павлова – сиделка, которую наняла дочь подопечного. Вот уже две недели она пытается вместе с Галиной Митрофановой вернуть к жизни 74-летнего Леонида Васильевича. Неудачно упав, он сломал шейку бедра – травма в его возрасте весьма серьезная. После двух недель, проведенных в больнице, пожилой человек вернулся домой, где Марина и обнаружила его в ужасном состоянии. Как сейчас вспоминает женщина, она трое суток не могла прийти в себя после первого дня работы.

— Дедушка лежал на полу посреди всякого хлама, на каких-то старых матрацах, а дочь в это время пыталась «сторговать» у меня полдоллара… — вспоминает Марина.

Вместе с Галиной Ивановной они притащили из соседней комнаты старую кровать и принялись совместными усилиями выхаживать больного.

— Дочь покупала только манную крупу и молочные продукты, поэтому я из дому приносила дедушке бутерброды с колбаской, курочку – словом, то, что ела моя семья, — продолжает Марина. – Дочь же приходила раз в неделю – приводила очередных квартирантов.

Пока медсестра помогает больному, осматриваю двухкомнатную квартиру. Впечатление – как после разгрома: вещи и подушки, разбросанные по комнатам, поломанная мебель, заржавевшая сантехника… Примечательно, что дочь пенсионера предлагала сниженную стоимость аренды при условии ухода за лежачим отцом. Благо пока желающих поселиться здесь не нашлось, и дедушка находится в руках специалистов. А обе женщины стараются, как могут, и уже добились улучшения.

— Мы еще будем самостоятельно ходить, правда, Леонид Васильевич? – радуется достижениям Галина Ивановна.

Леонид Васильевич ворчливо натягивает одеяло – нет у него, военного летчика, привычки демонстрировать ранения. Не появилась она во время войны и после трех страшных лет, проведенных в Освенциме…

— Я стараюсь никого не осуждать, — говорит Галина Митрофанова на обратном пути. – У каждого своя правда. И все же я верю, что зло возвращается человеку сторицей.

Женщина умолкает на некоторое время, а потом признается: с первых дней работы в ССМ БОКК начала красить тушью ресницы, чего раньше почти не делала. Чтобы не расплакаться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter