Как отразится на авторынке введение утилизационного сбора?
В Беларуси введен утилизационный автосбор. По своей сути он является не столько экологическим сбором, сколько налогом на импорт автомобилей. Не повлияет ли это на структуру спроса и предложения?
Остатки сладки
По заверениям владельцев салонов и автохаусов, пока продажи сохраняются на прежнем уровне. “Предложений по бэушным машинам хватает. Внутренний рынок перенасыщен. Что будет дальше? Поживем — увидим”, — говорит менеджер по продажам автохауса “4Колеса” Андрей Иващенко.
“Введение утилизационного сбора наши граждане и организации сполна почувствуют после завершения продаж автомобильными дилерами остатков автомобилей, на которые в соответствии с президентским Указом № 62 не распространяется требование об уплате сбора. Такие остатки будут распроданы в течение марта — апреля, — считает заместитель председателя РОО “БНПА” Сергей Варивода. — В последующем возможен небольшой спад на отдельные марки”.
Более половины рынка новых “легковушек” — популярные модели, собираемые в России. Именно эти автомобили в наибольшей степени пострадают от введения утилизационного сбора.
Сколько, за что и кому?
Базовые ставки утилизационного сбора и коэффициенты, применяемые к ним, введены в Беларуси с 1 марта. Так, коэффициент утильсбора для легковых автомобилей (категории М1), которые ввозятся физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от рабочего объема двигателя (при базовой ставке эквивалентом 20 тысяч российских рублей) составляет для автомобилей до трех лет — 0,1, более трех — 0,15. В итоге сумма сбора (с учетом сегодняшнего курса валют) составляет 55 и 82 доллара соответственно. Однако следует отметить, что при ввозе частниками иных транспортных средств, в том числе популярных ныне пикапов (категория N1), специальных льготных ставок не предусмотрено. То есть частник должен будет заплатить за новенький пикап утильсбор в размере 3320 долларов.
Для коммерсантов суммы сбора значительно выше: коэффициенты (при двух базовых ставках 20 и 150 тысяч российских рублей) в зависимости от “возраста” и объема двигателя машины разнятся от 0,86 до 40. Так, трехлетка (М1) с двигателем от одной до двух тысяч кубических сантиметров станет дороже на 740 долларов, старше трех лет — на 4520 “зеленых”. А за бэушный самосвал массой от 350 тонн придется заплатить 166 тысяч долларов!
К слову, взимает утилизационный сбор при производстве транспортных средств в Беларуси Министерство по налогам и сборам, а при ввозе — Государственный таможенный комитет. Документ, заполняемый для уплаты сбора в таможне (РС), идентичен по форме декларации на товары. Плательщик предоставляет два экземпляра заполненного РС с его электронной копией. Приобретая машины в автосалоне или автохаусе, покупатель для регистрации автомобиля в ГАИ получает у продавца форму РС, выданную таможенным органом в качестве подтверждения уплаты утилизационного сбора. Если же автомобиль был выпущен в свободное обращение на территории Республики Беларусь до первого марта, то для постановки на учет будет достаточно предъявить заверенную печатью таможенного органа копию таможенной декларации.
Следует добавить к утилизационному сбору на автомобили, которые ввозятся с территорий стран СНГ, в том числе Таможенного союза, сумму налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.
Эра “перекупов”
Возможно, многие совершат поездку за новым авто за границу или обратятся к перегонщикам, поскольку в некоторых случаях ценовая выгода появится за счет разницы ставок утилизационного сбора. “Среди моих коллег, конечно, наблюдается какое-то оживление, но я особо не ощутил повышения цены, пересекая границу, — делится впечатлениями перегонщик Андрей. — Пострадают больше ипэшники, салоны, мелкие автохаусы, которые в условиях высоких ставок перестанут ввозить бывшие в употреблении машины, а у нас, возможно, станет больше заказов. Но ажиотажа в Беларуси, думаю, не будет. По моим наблюдениям, за последние полгода цены на машины свыше 15 тысяч долларов из-за падения российского рубля снизились примерно на тысячу. К примеру, если раньше я из Германии привозил “Шкоду Суперб” и она уходила за 20 тысяч, то последнюю едва продал за 18 800”.
Впрочем, рынок “перекупов” и до последних нововведений вполне себе процветал. К слову, по данным Белорусской автомобильной ассоциации, ввоз в Беларусь бэушных легковых автомобилей в прошлом году составил около 70 процентов всего автоимпорта. “Государству от этого плохо — оно недополучит налогов от легальной торговли подержаными автомобилями и лишится валюты, которую автовладельцы вывезут за рубеж для покупки очередного “кота в мешке”. Помните 2011-й, когда белорусы вывезли 2,6 млрд долларов? Сейчас такого ажиотажа не предвидится, конечно, но мы снова будем отдавать деньги другим странам”, — отмечает председатель Белорусской автомобильной ассоциации, директор импортера Volkswagen в Беларуси СООО “Атлант-М Фарцойгхандель” Сергей Михневич.
“Пока сложно определенно ответить, выгодно ли белорусам отправляться в другие страны за покупкой, — в свою очередь рассуждает Сергей Варивода. — Ведь не исключены специальные меры по сохранению баланса цен на соседних рынках со стороны автопроизводителей. В наиболее популярном сегменте “российских иномарок” с объемом двигателя до двух литров утилизационный сбор может добавить к цене 740 долларов (плюс НДС 20 процентов). Если автопроизводитель и дилер возьмут удорожание на себя, то покупатель не увидит выгоды от заграничных поездок. И уж точно никуда ехать не надо, если вы приобретаете дорогую импортную иномарку. В этом случае снижение таможенной пошлины в Беларуси (в России она была снижена с первого сентября 2012 года) может существенно превысить сумму утилизационного сбора. В общем, то, что ввозится из-за пределов СНГ, может как подорожать, так и подешеветь за счет снижения ставки таможенной пошлины в среднем на 1/6 ее величины для юридических лиц. Для граждан таможенная пошлина осталась на прежнем уровне”. В будущем не исключено принятие в рамках Таможенного союза межправительственного соглашения относительно взаимных компенсаций уплачиваемого в соседней стране утилизационного сбора.
“Джили” обещает подрасти
Сегодня эксперты прогнозируют рост доли покупок новых автомобилей нашими гражданами в дальнем зарубежье и падение продаж производителей из СНГ (например, таких марок, как ЗАЗ, “Богдан”, “УзДэу” и других). Сократится продажа пикапов. Но ценовую привлекательность сохранят авто, собираемые в нашей стране (а это около трех процентов рынка новых автомобилей). Эксперты прогнозируют, что доля “Джили” к концу этого года может подрасти до пяти процентов.