Георгий Гриц о параллельном ответе Правительства на санкции

Своевременные меры поддержки

То, что сегодняшние санкции в отношении Союзного государства носят беспрецедентный, незаконный характер, признано всеми. Уже сегодня санкций против российских и белорусских компаний и организаций почти в три раза больше, чем в отношении Ирана с его «незаконной» ядерной программой — 10 580 против 3616 на конец мая. Их количество растет. Вашингтон откровенно озвучивает свои цели: нанести максимальный экономический урон, ослабить Россию, Китай и всех их партнеров, включая Беларусь. Санкционное противостояние фактически поставило жирный крест на международном праве, роли и месте профильных международных институтов. К сожалению, это нынешние реалии, которые игнорировать не получится. 

В связи с этим решения, которые на днях приняты белорусским Правительством в поддержку отдельных направлений социально-экономической политики и населения выглядят как минимум логичными. Это реальный результат совещания Александра Лукашенко с Правительством 30 мая, на котором подробно рассмотрен пакет мер по защите государственных интересов и укреплению экономической безопасности. 

Так, тарифы, установленные для населения на теплоснабжение и электроэнергию, используемую для отопления и горячего водоснабжения в жилых домах и квартирах, сохранятся на уровне 1 января 2022-го. Данная мера, по оценке Правительства, позволит сэкономить гражданам на оплате коммунальных услуг до конца года около 17 миллионов рублей.

Что касается бизнеса, то тут речь идет в первую очередь о таких мерах фискальной политики, как предоставление рассрочек и отсрочек по платежам НДС, сокращение сроков его возврата. На уровне местных органов власти будут приняты решения о недопущении увеличения ставок налогов на недвижимость для предприятий в 2022 году, повышения базовой арендной ставки, контролирующим и надзорным органам поручено минимизировать проверочную нагрузку на субъекты хозяйствования. Теперь длительность проверки не может превышать десять рабочих дней, за исключением проверок, проводимых по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу.

Еще одна важная инициатива Правительства — предоставление возможности субъектам хозяйствования заключения договоров транспортной экспедиции без проведения процедур закупок, установленных законодательством. Такая новация позволит ускорить и дебюрократизировать транспортно-логистические процессы, а также создать конкурентные преимущества для отечественных транспортно-логистических компаний. Также принято принципиальное решение о разработке проекта законодательного акта, предусматривающего легализацию параллельного импорта товаров, а также возможность использования программного обеспечения и других объектов в цифровой сфере без разрешения правообладателей.

Подавляющее число принятых мер не явилось неожиданностью: они уже в течение последних лет обсуждались как в профильных ведомствах, так и в деловом сообществе. Просто текущая ситуация явилась своеобразным катализатором этих процессов. 

Более подробно остановлюсь на одном решении Правительства по легализации на территории Республики Беларусь параллельного импорта. Это, по большому счету, вынужденная мера, направленная на удовлетворение спроса на товары, содержащие результаты интеллектуальной деятельности. Видимо, по этому же принципу действовало и российское правительство, когда приняло постановление, разрешающее параллельный импорт. 

Разрешение параллельного импорта — один из ин­струментов противостояния санкциям. В том числе это может стать и калиткой, через которую смогут вернуться на рынок (пускай и не совсем официально) западные импортеры продукции, вынужденные уйти под давлением политиков у себя на родине.

Ни Россия, ни тем более Беларусь не создавали прецедент. В международной практике достаточно примеров, когда принцип исчерпания исключительного права на интеллектуальную собственность действует в различных странах. Возможность применения данного принципа предусмотрена законодательством США, Сингапура, Южной Кореи и ряда других государств. Правда, в каждом из них действуют свои условия и исключения в этом вопросе.

В части практической реализации принятых норм открывается уникальный шанс в первую очередь для малого и среднего бизнеса. Именно на мобильность, креативность и умение предпринимателей обходить барьеры МСП сегодня белорусские и российские законодатели делают ставку в противодействии санкциям. 

Параллельный импорт в современном исполнении не предполагает просачивание контрафакта. Если ссылаться на российский опыт, то такие товары должны быть настоящими, брендовыми, то есть произведенными на нормальных (не подпольных) заводах и фабриках. И в целом ввозятся они на таможенную территорию СГ легально. С соблюдением таможенных и контрольных процедур (включая гарантию соответствия всем нормам технического регулирования, в том числе и по безопасности), пакетом сопроводительной документации. Кроме того, импортер продукции должен обеспечить гарантийное обслуживание и нести всю ответственность за качество поставленных товаров. Словом, новый подход отличается от существующего только одним: не требуется разрешение правообладателя интеллектуальной собственности.

Георгий ГРИЦ, ректор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии».

В ТЕМУ

Базовая арендная величина и размер арендной платы за пользование государственным движимым и недвижимым имуществом не будут расти до 1 апреля 2024 года. Такое решение принято оперативно-ситуационным штабом при Совмине, передает БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу Правительства. Это позволит сохранить условия для стабильного функционирования субъектов хозяйствования.

Кроме того, в ближайшее время разработают методику предоставления государственного движимого и недвижимого имущества, не используемого более трех лет, в безвозмездное пользование сроком на пять лет производителям для расширения производства и иных целей.

Кстати, белорусским банкам оперативно-ситуационным штабом при Совмине рекомендовано по заявлениям кредитополучателей — физических лиц — предоставлять отсрочку погашения потребительских кредитов на полгода, кредитов на финансирование недвижимости — на один год с продлением срока погашения кредитов на этот же срок.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter